Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95424

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 29.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Семейная педагогика царской семьи

Дата публикации:

Автор:
Учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №3, ХМАО-Югра г.Ханты-Мансийск

Цель: Цель классного часа заключается в осмыслении необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним, в осознании значимости семьи как основы общества на примере семьи Николая II.

Задачи: Задачи: • Сформировать интерес у учащихся к истории своего государства, к отдельным личностям, к истории семьи. • Способствовать активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся. • Формировать у детей представления о семье. • Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.

Классный час

Семейная педагогика Царской Семьи

Разработала Томша Наталья Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №3»

г.Ханты-Мансийска

г.Ханты-Мансийск 2017г.

Цель классного часа заключается в осмыслении необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним, в осознании значимости семьи как основы общества на примере семьи Николая II.

Задачи:

  • Сформировать интерес у учащихся к истории своего государства, к отдельным личностям, к истории семьи.
  • Способствовать активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся.
  • Формировать у детей представления о семье.
  • Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.

Ход мероприятия

1.Вступительное слово учителя.

Тема нашего классного часа«Семейная педагогика Царской Семьи».Сегодня мы с вами посмотрим на жизнь семьи последнего российского императора НиколаяII.Семья должна быть основана на взаимном согласии, любви, уважении. Она характеризуется оказанием друг другу поддержки, взаимопомощью, общностью быта.Семью последнего российского императора Николая II многие современники и историки считали образцом идеальной семьи. Давайте познакомимся с ней поближе.

В семье Николая II было 5 человек детей – четыре дочки Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и сын Алексей. Дети очень любили своих родителей. Отец был для них одновременно царем, отцом и товарищем. Мать они обожали, она была для них лучшим другом. Императрица имела слабое здоровье, и в те дни, когда ей нездоровилось, дети поочередно дежурили у ее кровати.
Трудно было найти четырех сестер, столь различных по характерам и в то же время столь тесно сплоченных дружбой. Дети были очень дружны, любовь в их семье ставилась превыше всего. Хотя и в этой семье были проблемы, также как и в обычной семье, царские дети ссорились между собой. Но любящая мать всегда умела примирить детей.

Вопрос ученикам: Наверняка у многих из вас есть брат или сестра. Но спросите себя, как вы к ним относитесь? Многие из вас, возможно, обижают младших сестер или дерутся с братьями. Но дружны ли вы с ними?

Ученики: (отвечают)

1.Докладчик. В Царской Семье, прежде всего родители пытались воспитать дружбу и любовь между детьми. Как в любой многодетной семье, старшие дети брали на себя часть родительских функций. Старшие княжны были помощницами для родителей в воспитании младших детей. Александра Федоровна в своем письме к старшей дочери Ольге писала: «Прежде всего, помни, что ты должна быть всегда хорошим примером младшим... Они маленькие, не так хорошо все понимают, и всегда будут подражать старшим. Поэтому ты должна обдумывать все то, что говоришь и делаешь».

Учитель.Из этого примера вы должны понять, что не следует обижать младших ваших сестер и драться с братьями, вы должны обдумывать все, что говорите. Никогда не ругайтесь с младшими вас, будьте примером для них. Покажите своим хорошим воспитанием, как следует правильно себя вести.

2. Докладчик. Мать императрица писала детям о правильном отношении между сестрами и братьями: «Между братьями и сестрами должна быть крепкая дружба. В наши дни в наших сердцах мы должны растить все красивое, истинное, святое и беречь это. Нет в мире дружбы чище, богаче и плодотворнее, чем в семье. Сестра должна стараться завоевать любовь и уважение брата, ведь для брата его сестра является примером женственности. А братьям в свою очередь следует охранять сестер. Брат должен быть для сестры защитником, советчиком и другом, - примером истинного мужчины. Между братом и сестрой должна быть крепкая, глубокая и близкая дружба, они должны доверять друг другу».


Вопрос ученикам. А теперь скажите, как, по-вашему, должны воспитываться царские дети?

Ученики: (отвечают)

3.Докладчик. То, что дети Императора Николая II имели все, не значит, что они были избалованные. Чему же учили их родители? Александра Федоровна писала старшей дочери Ольге: «Девочка моя, ты должна помнить, что одна из главных вещей – быть вежливой, а не грубой и в манерах, и в словах. Грубые слова в устах детей – это более чем некрасиво».
Царских детей воспитывали в скромности и простоте. Трудолюбие и ответственность – основные качества, которые были присущи царственным детям. Еще одна из ярких отличительных черт всех детей Николая II – милосердие, желание благотворить, идущее от души. Друзей родители выбирали детям не из того или иного сословия, наоборот, царь и царица поощряли общение детей с простыми людьми.

Вопрос ученикам.Скажите, как вы думаете, почему императрица поощряла общение детей именно с простыми людьми?

Ученики: (дают свои варианты ответов)

4.Докладчик. В этой семье ценился человек, его индивидуальные качества, а не его высокое положение. Императрица не любила даже, когда ее дети общались с двоюродными братьями и сестрами. Детей не воспитывали с мыслями о том, что они превыше или лучше других. Именно поэтому никто и никогда не слышал от их высочестваслова «приказываю». Императрица писала старшей дочери: «Будь особенно вежлива по отношению ко всем слугам и няням. Они так хорошо заботятся о вас. Всегда проси прощения, когда была грубой или непослушной».

Вопрос ученикам.А вы всегда ли просите прощения, когда обижаете родителей, друзей или родных?

Ученики: (отвечают)

Учитель. Не будьте грубы с родителями, не обижайте друзей или младших вас. Помните, что всегда надо просить прощения, ведь однажды кто-то может обидеть вас и также не попросит прощения. Чтобы научиться любить, нужно научиться прощать.

5. Докладчик.Но, не смотря на то, что детей и воспитывали в строгости, это не значит, что им все запрещали. Царские дети, так же как и все дети знали и игры, развлечения. Но развлечений, вроде выездов, балов, царские дети практически не знали. Они сами придумывали себе занятия – например, организовывали домашние театральные постановки, что всегда являлось радостным событием и для детей, и для их родителей. Великие княжны любили решать головоломки. А царевич Алексей, как любой мальчишка, собирал в карман всякие мелочи – гвозди, веревки.

Учитель. Современному ребенку трудно понять те развлечения, которые любили императорские дети. У многих из вас любимое дело – это сидеть часами за компьютерами или смотреть телевизор. Вам сложно представить жизнь без Интернета, и тех развлечений, которые есть сейчас.

6. Докладчик.Для царских детей было большой радостью летние поездки в Крым. Во время этих поездок матросы учили детей плавать. Также они катались на шлюпках, ездили на берег или остров, где собирали грибы. Они устраивали гребные и парусные гонки шлюпок, фейерверк на островах, спуск флага с церемонией.
Вся семья любила животных. Кроме собак и кота у них был осел Ванька, с которым очень любил играть цесаревич.
Царевны спали на походных кроватях, мало покрытые, каждое утро принимали холодную ванну. Государыня, сама очень скромная в одежде, в выборе причесок, не позволяла и дочерям много наряжаться. Каждый рубль, сэкономленный на роскошном платье, шел на благотворительность.

Вопрос ученикам. Значит ли все это, что родители не любили детей?Как вы думаете, почему в царской семье родители не позволяли делать то, что им хотелось?

Ученики: (отвечают)

7.Докдадчик. Строгость, в которой воспитывались дети, была нужна для того, чтобы воспитатьпрежде всего будущих женщин и просто достойных людей, но ни в коем случае не изнеженных принцесс, недоступных простым смертным. Дочери царя мало думали о своем высоком положении. Мать была бы рада побаловать дочерей, но она не могла себе этого позволить. Она была не только матерью, но и императрицей огромной страны. Она чувствовала постоянную ответственность за своих подданных. Когда началась Первая мировая война, новые платья вообще перестали шиться. Во время войны старшие княжны работали в Царскосельском госпитале. Царские дети не только несли обязанности заурядных сестер милосердия, но и с большим умением ассистировали при операциях.

8.Докладчик. Родители не скрывали от них суровой правды жизни. Все они любили Россию, любили и чувствовали ответственность за свой народ. Именно за этот народ им и пришлось пострадать. Они совершили подвиг, вытерпев все испытания и унижения, посланные на них их же народом. Но именно любовь друг к другу, и в первую очередь любовь к Богу помогла им выдержать выпавшие в их жизни испытания. Вся жизнь их была проникнута молитвой к Богу. Даже будучи в заключении Царская Семья продолжала посещать службы. Все члены семьи не переставали молиться, а императрице удавалось писать близким друзьям письма, в которых она успокаивала их, и советовала во всем полагаться на Бога.

9.Докладчик.Из письма Александры Федоровны: «Господь спасет еще дорогую Родину, но терпеливо придется ждать. В людей я почти не верю, но верю в Бога, и все, что случится, не отнимет эту веру. Я знаю, что Он все к лучшему творит».
Ни на минуту не забывали в заключение Царственные Мученики о Боге. Именно поэтому на иконе, каждый из них изображен с крестом.
Крест – это любовь Господа. На кресте Он пострадал за всех нас, омыв своей кровью грехи всего человечества. Любовь к Богу была настолько велика в этой святой семье, что именно поэтому каждый из них держит в руках крест, как символ своей любви к Богу.

После смерти царской семьи, в одной английской книжке великой княжны Ольги были найдены два стихотворения, написанные поэтом Сергеем Бехтеевым, и отправленные им царственным мученикам. Послушайте эти стихотворения.

1.Чтец. Стихотворение «Перед иконой Богоматери»
Перед иконой Богоматери
Царица неба и земли,
Скорбящих утешение,
Молитве грешников внемли.
В Тебе надежда и спасение.
Погрязли мы во зле страстей,
Блуждаем в тьме порока...
Но... наша Родина... О, к ней
Склни всевидящее око.

Святая Русь, твой светлый дом
Почти что погибает.
К Тебе, Заступница, зовем –
Иной никто из нас не знает.
О, не оставь своих детей,
Скорбящих упование,
Не отврати своих очей
От наших скорби и страдания.

2. Чтец.Стихотворение «Молитва»
Пошли нам, Господи, терпенья
В годину буйных, мрачных дней
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.
Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать
И крест тяжелый и кровавый
С Твоею кротостью встречать.
И в дни мятежного волнения,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и оскорбленья,
Христос Спаситель, помоги.
Владыка мира, Бог Всесильный,
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной
В невыносимый страшный час.
И у преддверия могилы
Вдохни в уста твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов.

2.Подведение итогов. Обсуждение.

- Как вы думаете, может ли семья Николая II, считаться образцом семейных отношений?

- Какие семейные ценности были присущи царской семье?

- Что помогало царской семье на протяжении всей жизни оставаться единой, любящей семьей? Всегда ли они и во всем были опорой друг другу?

- Что может служить примером для подражания в царской семье?

Ученики: (отвечают)


3. Заключительное слово учителя.

Я надеюсь, что сегодня каждый из вас задумался о ценностях семьи: любви, трудолюбии, ответственности, милосердии, прощении, желании благотворить.

В заключение хочу привести последние слова Императора Николая II, написанные великой княжной Ольгой в своем письме: «Отец просил передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь».

Список литературы.

  • Витте С.Ю. Воспоминания. Царствование Николая II // http://militera.lib.ru [Электр.ресурс].
  • Гурко В.И. Царь и царица. М: Вече, 2008.
  • Жильяр П. Император Николай II и его семья. М.: Русь, 1991.
  • Император Николай II. Дневники (1894-1917) // http://militera.lib.ru [Электр.ресурс].
  • Масси Р. Николай и Александра. М.: История, 2004.
  • Ольденбург С.С. Царствование императора Николая II // http://ldn-knigi.lib.ru [Электр.ресурс].
  • Письма императрицы Александры Федоровны к императору Николаю II // http://ldn-knigi.lib.ru [Электр.ресурс].
  • Спиридович А.И. Великая Война и Февральская революция 1914—1917 // http://ldn-knigi.lib.ru [Электр.ресурс].
  • Танеева (Вырубова) А.А. Страницы моей жизни. М.: Благо, 2000.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Император Николай II с семьей (слева направо - Ольга, Мария,

император Николай II, императрица Александра Федоровна,

Анастасия, Алексей и Татьяна).

Император с семьей в Крыму.

Император Николай II с семьей. На прогулке в Александровском парке. 1913. г.

Император Николай II с детьми.

Великие княжны.

Наши новости:

Разместить свою публикацию