Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

41801

Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Как разместить публикацию Как получить свидетельство Способы оплаты

Системная работа над сжатым изложением (Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ) (из опыта работы) Рекомендации для учителя русского языка

Дата публикации: 13.02.18

Автор:
Гагарина Надежда Васильевна учитель русского языка и литературы, МАОУ "СОШ №34", г. Пермь

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№ 34» г. Перми

Системная работа

над сжатым изложением

(Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ)

(из опыта работы)

Рекомендации для учителя русского языка

Материал подготовила учитель

I квалификационной категории

Гагарина Надежда Васильевна

г. Пермь, 2018 г.

Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ

Как известно, русский язык является одной из основных дисциплиндля обучающихся в средних общеобразовательных организациях Российской Федерации. С момента введения новой формы экзамена по русскому языку подготовка учащихся к ОГЭ стала одной из самых актуальных проблем.

Итоговая аттестация – первая по-настоящему проверкаэффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя.

Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объемом знаний, а умением их применять. Этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена, к новой форме, основной задачей которого является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования.

Работая в старшем звене уже много лет, мною накоплен достаточный опыт подготовки и проведения ОГЭ и ЕГЭ. Процесс этот трудоемкий. Опыт показывает, что для успешной сдачи экзамена по русскому языку в целом и отдельных заданий, мало научиться грамотно, писать, необходимо понять саму специфику экзамена.

Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплекс, составляющий ту или иную компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, направлены на проверку сформированности всех видов компетенций.

Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки обучающихся как в целом ко всему экзамену, так и отдельных экзаменационных частей его.

Актуальность темы работы связана с необходимостью совершенствования развития речи учащихся, коммуникативных умений и навыков, которые обеспечивают подготовку к написанию сжатого изложения в 9 классе, а совершенствование речи учащихся - кропотливая, каждодневная работа.

В данной работе я хочу поделиться опытом подготовки выпускников к написанию Сжатого экзаменационного изложения. Цель работы – разработать методические рекомендации для подготовки учащихся к написанию сжатого изложения в формате ОГЭ. Цель работы определила постановку следующих задач:

Задачи:

  • изучение методической литературы и методических ресурсов, раскрывающих методику работы с текстом на уроках русского языка;
  • изучение методических опытов по подготовке к сжатому изложению
  • организация продуманной системной работы по обучению изложения учащихся 5-9 классов;
  • изучение приемов сжатия текста;
  • предложить к использованию работы для подготовки к написанию сжатого изложения на уроках русского языка;
  • правильное оценивание в течение всего учебного периода знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
  • работа в тесном контакте с родителями.

Подготовка к ОГЭ, должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по подготовке экзаменационного изложения и должна быть ориентирована на определенную форму подготовки написания изложения и на специфическую проверку работ.

За последние 5 лет собрана богатая методическая литература по подготовке к ОГЭ.

  • Школьный кабинет русского языка и литературы оснащенучебно-методическими пособиями ФИПИ и пособиями, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Учебные пособия содержат варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку, в том числе и написания сжатого изложения, в новой форме, утвержденных ФИПИ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ. Они снабжены ответами. Пособия позволяют эффективно организовать как фронтальную работу в классе, так и самостоятельную – дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подходы.
  • В кабинете накоплен банк текстов для изложений.
  • Активно используются учителем информационно-коммуникативные технологии (цифровые образовательные ресурсы, интернет-ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в эффективной подготовке к урокам и к экзамену.
  • Опыт показывает, что наиболее заинтересованные в результатах написания изложения учащиеся активно выполняют работы в режиме on-Line. Учащимся и их родителямбыло рекомендовано заходить на официальные образовательные сайты: ФИПИ,Тренажер «Веб-Грамотей», «По уши в ГИА» и другие сайты.
  • Сформирована папка с готовыми текстами. Работа с текстом учит девятиклассников слушать текст, анализировать его содержание.

В настоящее время в контрольные измерительные материалы экзамена за курс основной школы ОГЭ по русскому языку в 9 классе включено задание С1, которое предполагает написание сжатого изложения содержания прослушанного текста. Экзаменуемые слушают аудиозапись прочтения текста (количество слов и в исходном тексте около 130). Объём сжатого изложения – не менее 70 слов. На выполнение данной работы, включая прослушивание исходного текста, отводится 90 минут. Из них 2,5-3 минуты (в соответствии с длительностью аудиозаписи) выделяется на первое чтение и прослушивание текста, 3-4 минуты – на осмысление выпускниками текста, 2,5-3 минуты – на второе чтение и слушание текста. Остальное время даётся на написание сжатого изложения. Рекомендуется оставить 15-20 минут отведённого времени на переписывание изложения в чистовик с черновика. За 10 минут до завершения работы напоминается о необходимости завершения написания изложения. По истечении 90 минут все выпускники сдают отдельные подписанные листы.

Данное экзаменационное задание является одним из наиболее сложных заданий. Что такое сжатое изложение?

Сжатое изложение - это краткая, обобщенная передача содержания исходного текста. Ученику необходимо максимально отразить содержание первоначального текста, минимально используя речевые средства.

Обзор методик написания сжатого изложения

(https://studwood.ru/1063155/pedagogika/obzor_metodik_napisaniya_szhatogo_izlozheniya)

Методика подготовительной работы в пятом классе над сжатым изложением направлена на развитие умений отделять главное от второстепенного, но при этом сжатое изложение должно сохранять колорит произведения. Н.Н. Алгазина, М.Т. Баранов и др. в пособии "Обучающее изложение в пятом классе" подробно рассказывают об этом виде изложения. Обучающее изложение в пятом классе/Н.Н. Алгазина, М.Т. Баранов, П.Ф. Ивченко, Т.А Ладыженская. - М.: АПН РСФСР, 2012

При написании сжатого изложения, обучающийся должен усвоить содержание текста. Это значит:

- понять основную мысль текста, отделив главное от второстепенного;

- запомнить основные факты, их последовательность;

- определить своё отношение к происходящим в тексте событиям, к поведению действующих лиц.

Для усвоения текста предлагается ряд методических приёмов:

- выразительное чтение текста учителем;

- объяснение непонятных слов и выражений;

- беседа по содержанию;

- работа над планом;

- устный пересказ текста.

Авторы также предлагают поработать над языком текста. Провести предварительную лексическую подготовку: подбор синонимов, антонимов, объяснение непонятных слов; разобрать образно выразительные средства, имеющиеся в тексте, выяснить, почему именно то или иное выражение употреблено здесь.

И.М. Никулина в своём пособии "Изложения по русскому языку. 6 класс" предлагает работу по написанию изложения проводить по следующим этапам Изложения по русскому языку: 6 класс / М.Ю. Никулина. - 5-е изд., стереотип.- М.: Издательство "Экзамен", 2011. - 287, [1] с. (Серия "Учебно - методический комплект").:

- выразительное чтение текста учителем;

- лексическая работа по объяснению непонятных слов и выражений, запись их на доске, составление с ними словосочетаний и предложений;

- определение учащимися стиля и типа речи текста;

- работа по содержанию текста;

- написание изложения;

- после проверки изложения провести систематическую работу над ошибками, в первую очередь речевыми и стилистическими, фактическими (ошибками в передаче содержания текста), ошибками, связанными с нарушением последовательности событий.

Очень часто обучающиеся не умеют делить текст на абзацы, над этим недочётом тоже надо работать. Вначале необходимо школьнику помочь исправить эти ошибки, дальше, в старших класса, они делают это самостоятельно.

В своём пособии автор приводит изложения разных видов и разной степени сложности. Например, в разделе "Сжатые изложения" после каждого текста даны рекомендации работы на уроке, расписаны этапы данной работы, вопросы, помогающие понять содержание текста.

Пособие "Изложения в V-VIII классах" И. Кулибабы, Н. Березовского и др. Кулибаба И.И. Изложения в V-VIII классах./ И.И. Кулибаба, Н.Н. Березовский.- М.: Учпедгиз, 1997. - 208с. содержит текстовый материал для работы над изложениями разных видов и указания по методике их проведения.

Для каждого учебного класса изложения подобраны с таким расчётом, чтобы были представлены различные посильные для определённого возраста разновидности текстов. Каждый из них сопровождается комментариями, облегчающими учителю проведение изложения.

В сборнике "Обучающие изложения в VII- VIII классах" М.Т. Баранова, П.Ф. Ивченкова и др. Баранов М.Т., ивченков П.Ф., Ладыженская Т.А., Напольнова Т.В. Обучающие изложения в VII-VIII классах. - М.: - 1964. приводятся тексты для подробных изложений, сжатых и изложений с творческими заданиями. При отборе текстов для сжатого изложения основное внимание обращается на насыщенность их различными синтаксическими конструкциями. Это помогает учителю обучить детей пользованию разными синтаксическими средствами для выражения мысли.

Обучающиеся детально анализируют части текста, выделяют изобразительные средства. Им предлагается выписать такие слова и словосочетания, и некоторые из них использовать в сжатом изложении. Авторы рекомендуют учителю проводить коллективное составление плана текста из 4-5 пунктов. Далее посредствам беседы по содержанию выделяется основная мысль, которую следует выразить в сжатом изложении.

Пособие Хустовой Д.А. "Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами)" рассказывает о разных приёмах сжатия информации:

1) исключение подробностей, деталей (удаление, исключение);

2) обобщение конкретных, единичных явлений (объединение, обобщение);

3) сочетание исключения и обобщения (замена, упрощение).

Главной дидактической задачей сжатого изложения автор считает обучение кратко, в обобщённой форме передать воспринятую информацию.

Большое значение уделяется упражнениям на определение главной информации текста; объяснение членения текста на абзацы; выделение ключевых слов; перечисление микротем текста.

И.Н. Доротина в статье "Содержательные и языковые способы сокращения текста" Добротина И.Н. Содержательные и языковые способы сокращения текста. / И.Н. Добротина//Русский язык. - 2008. - № 21. - С. 11- 13. к содержательным приёмам компрессии исходного текста относит:

- разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;

- свёртывание исходной информации за счёт обобщения.

Выделяются языковые приёмы компрессии исходного текста:

1) замена (замена однородных членов обобщающим наименованием, замена фрагмента предложения синонимичным выражением, замена предложения или его части указательными местоимениями и т.д.);

2) исключение (исключение повторов, фрагмента предложения, синонимов);

3) слияние (слияние нескольких предложений в одно).

Важно, что каждый приём компрессии исходного текста сопровождается упражнениями, которые позволяют объяснить его суть и организовать работу с обучающимися.

Архарова Д.И. в своём издании "Готовимся к государственной аттестации по русскому языку в 9 классе. Пишем сжатое изложение (задание С1)" говорит о том, для чего надо писать сжатое изложение, предлагает пошаговый алгоритм действий при работе со сжатым изложением, знакомит с критериями (основаниями), по которым будет оцениваться сжатое изложение. Так же предлагает свою методику при работе над сжатым изложением (конструирование основной модели (ОМ) текста в виде таблицы). Архарова Д.И. Готовимся к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. Пишем сжатое изложение (задание С 1): Дидактические материалы для учителя и ученика. - Екатеринбург, 2011. С.

В статье "Современные подходы к написанию изложения" Н.А. Борисенко, А.Г. Нарушевич и др. утверждается, что по программе средней школы обучающиеся пишут изложения с 1-го класса, поэтому данный вид работы привычен и для девятиклассников, и для учителей. Лекция № 2. Современные подходы к написанию изложения. Основные требования к изложению. Виды изложений. Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего воображения./ Н.А Борисенко, А.Г Нарушевич// Русский язык. - 2008. - № 18. - С. 2-9.

Но в учебниках для общеобразовательных учреждений "Русский язык. 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс", под редакцией М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос и др. даны разделы "Текст", "Стили речи", "Типы речи", "Строение текста", в которых говорится о типах, стилях речи, строении текста, даны упражнения, которые помогают обучающимся освоить и научиться самостоятельно, применять на практике полученные знания. Также рассматриваются языковые средства, отрабатывается нахождение основной мысли и темы текста, составление плана, в создание текстов разных типов и стилей. Большая часть упражнений направлена на создание обучающимися сочинений разных типов и стилей, и только малая часть - на изложение. Это будет хорошей теоретической базой для подготовки к написанию сжатого изложения. Но самое главное - в учебниках не содержится приёмов сжатия текста, и упражнения предлагают лишь написать изложение с заменой тех или иных частей речи другими или изменением лица.

В учебнике для 8 класса общеобразовательных учреждений "Русский язык" под редакцией Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др. вообще нет разделов по развитию речи, только в разделе "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи" даны понятия "Текст как единица синтаксиса". В этом учебнике даны только упражнения с пометкой "Специальные упражнения по развитию связной речи", в которых предлагается:

- "написать изложение от 3-го лица, кратко, в двух предложениях передав содержание первой части текста упр. 26 и более подробно дальше";

- "написать в форме письма свои впечатления о лете";

- "напишите сочинение по картине…". Русский язык: учеб.для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ [Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина,; науч. ред. Н.М. Шанский]. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 237с.

Проведённый анализ методической литературы показывает, что содержание методической литературы, учебников, по которым занимается сегодня школьник и на которые, при подготовке к уроку, опирается учитель, недостаточно обеспечивает полноценную подготовку к написанию сжатого изложения на ОГЭ.

Перед учителем стоит большая проблема: не только научить писать сжатое изложение, но и чтобы ребёнок успешно его написала на экзамене. Поэтому на протяжении 4 лет, с 5 по 8 класс, учитель формирует у обучающихся необходимые умения и навыки для этой работы, а в 9 классе уже он должен самостоятельно, осознанно писать сжатое изложение, используя необходимые способы сжатия, правильно определять микротемы, границы абзацного членения и анализировать свою работу по критериям оценки сжатого изложения на ОГЭ.

Способы сжатия текста

Умение сжать текст – это умение выделить главное из предложенного высказывания. Учиться сжатию текста рекомендуется не при устном прослушивании этого текста, а по образцам, которые лежат перед глазами. Делать это нужно постепенно, путем выполнения разнообразных заданий (план, конспект, отдельные упражнения).

На слух нужно учить ребят умению членить текст на абзацы («При чтении текста определите количество абзацев, микротемы, ход развития мысли»).

Приемы сжатия текста можно отрабатывать на обычных уроках русского языка, вводя небольшие задания (Например, такое: «Выделите в данном предложении главную и второстепенную информацию»). Эти задания занимают не так уж много времени, но являются очень продуктивными.

Как делать записи во время чтения текста изложения

  • При первом чтении текста изложения очень важно определить, сколько в тексте абзацев и какова микротема каждого из них.
  • При первом чтении не нужно (и даже вредно) стремиться записать весь текст - нужно записывать ключевые слова.
  • Ключевые слова лучше записывать не плотно (подряд), а оставляя пространство между ними, чтобы потом дополнить запись, а не делать её заново.
  • Во время паузы между первым и вторым чтением, пока учитель молчит, нужно сосредоточиться на тексте, понять и выстроить логику изложения.
  • При повторном чтении не нужно стремиться записывать все дословно – только главное.
  • Смысл метафоры в сжатом изложении (т.е. вне авторского контекста) лучше передать своими словами.
  • Можно ли оставить в тексте риторический вопрос? Обычно он мешает сжатию текста. Полезное упражнение - перевод риторического вопроса в утверждение (и наоборот).

Способы сжатия текста:

  • исключение,
  • обобщение,
  • упрощение.

Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме.

Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.

Выделяют следующие основные приёмы сжатия текста:

Исключение

  • вводных слов;
  • однородных членов предложения;
  • повторов;
  • однотипных примеров;
  • риторических вопросов и восклицаний;
  • цитат;
  • деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
  • пояснений;
  • рассуждений;
  • описаний;
  • слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

При исключении необходимо

  • Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
  • Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.

Пример:

На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов)

Обобщение

  • парцеллированных предложений;
  • ряда предложений;
  • связанных одной мыслью, частей предложений;
  • конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

При обобщении необходимо

  • Найти в тексте мелкие, единичные факты.
  • Найти в них общее.
  • Объединить эти факты на основе общего.
  • Сформулировать получившееся предложение.

Пример:

Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков)

Замена

  • однородных членов обобщающим словом;
  • сложного предложения - простым;
  • части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
  • прямой речи - косвенной;
  • части текста - одним предложением;
  • части предложения местоимением и т.д.

При замене необходимо

  • Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
  • Сформулировать получившееся предложение.

Пример:

В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. — В вагоне электрички было тесно и шумно. (Ю. Казаков)



Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте.

При сжатии исходного текста необходимо помнить о типе речи, к которому относится исходный текст. Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.

Типы и стили речи

Различают следующие функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Как правило, текст относится к одному из типов речи, но может содержать элементы других типов речи.

Повествование как тип речи передаёт динамику действия, выражает сообщение о развивающихся во временной последовательности событиях, состояниях.

Например:

Ранней весной, как только вода начнёт поступать в корень берёзы, запасы крахмала, отложенные в корнях и стволе, превращаются в сахар, который начинает растворяться в воде и подниматься по сосудам древесины к почкам. Почки, питаясь сахарным раствором, распускаются, вырастая в молодые побеги. Весной, пока из почек не распустились клейкие листочки, берёза и даёт нам сладкий сок. (По Н. Верзилину)

Описание как тип речи раскрывает отличительные признаки предмета, действия, состояния.

Например:

Весной на полях и пустырях встречается растение с ветвистым стеблем, покрытым редкими, оттопыренными, жёсткими полосками. Листья его яйцевидные, сидят на стебле поочерёдно, редко: нижние на черешках, а верхние охватывают стебель основанием. Листья также покрыты волосками.

В июне это растение зацветает голубыми цветками. Они имеют пять сросшихся чашелистиков и пять тоже сросшихся заострённых лепестков. Это растение имеет запах огурцов. Если растереть листочек пальцами, то чувствуется запах молодых огурчиков. И называется это растение огуречной травой или бурачником.

(По Н. Верзилину)

Рассуждение как тип речи содержит утверждение (тезис), которое обосновывается при помощи доказательств (аргументов), фактов.

Например:

О детективе много спорят, ещё больше его читают. Много спорят о том, стоит ли его читать вообще? Уже название жанра говорит о многом.

Во-первых, оно совпадает с профессией его главного героя — детектива, ведущего расследование.

Во-вторых, детективный жанр — один из вариантов литературы о преступлении.

В-третьих, подразумевается и способ построения сюжета. Тайна преступления так до конца и остаётся неразгаданной.

В чём секрет популярности детектива? Почти всегда говорят о психологической разрядке, интеллектуальном отдыхе, который предоставляет такого рода чтение современному человеку. Другие признают за ним право на нравственный урок, убеждающий читателя в неизменном торжестве добра над злом. Как бы то ни было, писатели стремятся полностью вернуть детективу утраченные, а если не утраченные, то значительно урезанные литературные права. (По В. Новикову)

Функциональный стиль — это разновидность литературного языка, которая выполняет определённую функцию в общении.

Типы и стили речи :

Функциональные стили

Цели общения

Основные виды высказывания

Стилевые черты

Характерные языковые особенности

Разговорный

Обмен информацией.

Беседа, разговор, письма, записки.

Эмоционально-оценочный характер речи, неофициальность, непринуждённость общения.

Неполные предложения, обращения, междометия, разговорная лексика.

Научный

Сообщение и объяснение достижений науки.

Доклады, лекции, учебные статьи.

Точность и содержательность речи, нормативность.

Термины, вводные слова, сложные предложения.

Официально-деловой

Регулирование социальных отношений.

Законы, договоры, деловая документация.

Точность, логичность.

Официальная лексика, сложные предложения с условными придаточными.

Публицистический

Сообщение информации о социально значимых событиях, воздействие на читателя.

Жанры средств массовой информации.

Информативность, связанная с популяризаторской функцией, экспрессивность.

Общественно-политическая лексика, побудительные предложения, риторические вопросы.

Стиль художественной литературы

Воздействие на читателя путём художественного изображения жизни.

Все жанры художественной литературы.

Образность, эмоциональность, оценочность.

Тропы, фигуры речи, разнообразные синтаксические конструкции.

Published by Google Sheets

Опорная таблица для написания изложения

Требование:

Логическая последовательность

Приемы сжатия текста

Речевое оформление

Грамматическоеоформление

Орфография (умение работать со словарем)

Пунктуация

Абзац-ное чление

1 микротекст:

Вступление (ключевые слова)

Основная мысль (ключевые слова)

Заключение (ключевые слова)


Переходный

мостик

Пауза (1-2 секунды во время аудио чтения)

Требование:

Отразить основную мысль всего текста, созданного выпускником

Отразить тему текста

Абзац-ное

членение

2 микротекст:

Вступление (ключевые слова)

Основная мысль (ключевые слова)

Заключение (ключевые слова)

Переходный

мости

Пауза (1-2 секунды во время аудио чтения)

Абзац-ное членение

3 микротекст:

Вступление (ключевые слова)

Основная мысль ( ключевые слова)

Заключение (ключевые слова)

Итак, главное, чему должен научиться выпускник для успешного написания сжатого изложения, – кратко, в обобщенной форме пересказывать описанные в тексте факты, явления или события, глубоко вдумываться в содержание произведения, вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции

(tutoronline.ru)

Критерии оценки сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «развитие навыков связной речи».

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) Умение раскрывать тему;

2) Умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) Соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.
  • - Исключение повторов;
  • - Исключение одного или нескольких из синонимов;
  • - Исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
  • - Исключение фрагмента предложения ;
  • - Исключение одного или нескольких предложений .
  • - Замена однородных членов обобщающим наименованием;
  • - Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
  • - Слияние нескольких предложений в одно;
  • - Замена предложения или его части указательным местоимением;
  • - Замена сложноподчиненного предложения простым;
  • - Замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
  • Сжимая прослушанный текст, экзаменуемый создает на его основе собственный, который, как и любой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. При этом изложение должно сохранять логику исходного текста.
  • ИК3 – 2 балла ставится в том случае , если работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения : логические ошибки отсутствуют, последовательность не нарушена, в работе нет нарушений абзацного членения текста.
  • Практическая грамотность и фактическая точность его письменной речи оцениваются на основании проверки изложения и сочинения в целом. (Наблюдение по таблице)
  • ГК1 Соблюдение орфографических норм.
  • Орфографических ошибок нет или допущено не более 1 ошибки – 2 б.
  • Допущены 2-3 ошибки – 1 б.
  • Допущены 4 ошибки – 0 б.
  • ГК2 Соблюдение пунктуационных норм
  • Пунктуационных ошибок нет или допущено не более 2 ошибок – 2б.
  • Допущены 3-4 ошибки – 1б.
  • Допущены 5 ошибок – 0б.
  • ГК3 Соблюдение грамматических норм.
  • Грамматических ошибок нет или допущена 1 ошибка – 2б.
  • Допущены 2 ошибки – 1б.
  • Допущены 3 ошибки и более – 0б.
  • ГК4 Соблюдение речевых норм
  • Речевых ошибок нет или допущено не более 2 ошибок – 2б.
  • Допущены 3-4 ошибки – 1 б.
  • Допущено 5 ошибок и более – 0б.
  • ФК1 Фактическая точность сочинения .
  • Максимальное количество баллов-2.
  • Максимальное количество баллов за сочинение и изложение – 10.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Основные критерии оценки

Оценка:

  • Содержание и речь
  • Грамотность

«5»

- Содержание работы полностью соответствует теме

- Фактические ошибки отсутствуют

- Содержание излагается последовательно

- Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления

- Достигнуто стилевое единство и выразительность текста

- В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета

Допускается:

- орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка

«4»

- Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы)

- Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности

- имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей

- лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен, отличается единством и достаточной выразительностью

- Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью

- В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов

Допускается:

2 орфографические и 2 пунктуационные, или1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

- В работе допущены существенные отклонения от темы

- Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности

- Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

- Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление

-Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и не более 5 речевых недочетов

Допускается:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в V классе-5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки

«2»

- Работа не соответствует теме

- Допущено много фактических неточностей

- Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану

- Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления

- Нарушено стилевое единство текста

В целом в работе допущено более 6 недочетов в содержании и до 7 недочетов речевых

Допускается:

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамма

Скачать публикацию Скачали: 104 раз

Способы оплаты

Линии