Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95435

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 29.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Методическая разработка "Подготовка экспериментальной части ОГЭ по физике (задание №23)"

Дата публикации:

Автор:
учитель физики, МКОУ "Богучарская СОШ №2", г.Богучар Воронежская обл.

Цель: подготовка учащихся к выполнению практической части ОГЭ

Задачи: Формирование у учащихся умений: а) проводить косвенные измерения физических величин; б) представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных; в) проводить экспериментальную проверку физических законов и следствий.

Учитель высшей категории «МКОУ «Богучарская СОШ№2»

рук-ль РМО учителей физики Давиденко Г.А.

Подготовка практической части ОГЭ по физике

Экспериментальные задания № 23

Экспериментальные умения проверяются заданиями трех типов:

-задания на косвенные измерения физических величин;

-задания, проверяющие умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или

графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных;

-задания, проверяющие умение проводить экспериментальную проверку физических законов;

Перечень комплектов оборудования:

Комплект №1

*весы рычажные с набором гирь

*измерительный цилиндр (мензурка) с пределом

измерения 100 мл, С = 1 мл

* стакан с водой

* цилиндр стальной на нити

*V = 20 см3, m = 156 г, обозначить № 1

*цилиндр латунный на нити

*V = 20 см3, m = 170 г, обозначить №2

Комплект №2

  • динамометр с пределом измерения 4 Н (С = 0,1 Н)
  • стакан с водой
  • цилиндр стальной на нити
  • V = 20 см3, m = 156 г, обозначить № 1
  • цилиндр латунный на нити
  • V = 20 см3, m = 170 г, обозначить № 2

Комплект №3

  • штатив лабораторный с муфтой и лапкой
  • пружина жесткостью (40±1) Н/м
  • три груза массой по (100±2) г
  • динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (С = 0,1 Н)
  • линейка длиной 200–300 мм с миллиметровыми делениями

Комплект №4

*каретка с крючком на нити m = 100 г

*три груза массой по (100±2) г

* динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (С =

0,1 Н)

*направляющая (коэффициент трения каретки по

направляющей приблизительно 0,2)

Комплект №5
*источник питания постоянного тока 4,5 В

*вольтметр 0–6 В, С = 0,2 В

*амперметр 0–2 А, С = 0,1 А

*переменный резистор (реостат) сопротивлением 10 Ом

*резистор, R1 = 12 Ом, обозначить R1

*резистор, R2 = 6 Ом, обозначить R2

*соединительные провода, 8 шт.

* ключ

*рабочее поле

Комплект №6

  • собирающая линза, фокусное расстояние F1 = 60 мм, обозначить Л1
  • линейка длиной 200–300 мм с миллиметровыми делениями
  • экран
  • рабочее поле
  • источник питания постоянного тока 4,5 В
  • соединительные провода
  • ключ
  • лампа на подставке

Комплект №7

*штатив с муфтой и лапкой

*метровая линейка (погрешность 5 мм)

*шарик с прикрепленной к нему нитью длиной 110 см

*часы с секундной стрелкой (или секундомер)

Комплект №8

*штатив с муфтой

*рычаг

* блок подвижный

*блок неподвижный

*нить

*три груза массой по (100±2) г

*динамометр школьный с предел. измерения 4 Н(С = 0,1 Н)

*линейка длиной 200–300 мм с миллиметровыми делен.

Экспериментальные задания 1-го типа

Цель задания: проверка умения проводить косвенные измерения физических величин.

Предлагаемые работы : Определение

1. плотности вещества,

2. силы Архимеда,

3. коэффициента трения скольжения,

4. жесткости пружины,

5. периода и частоты колебаний математического маятника,

6. момента силы, действующего на рычаг,

7. работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного или неподвижного блока,

8. работы силы трения,

9. оптической силы собирающей линзы,

10.электрического сопротивления резистора,

11.работы электрического тока,

12.мощности электрического тока.

Экспериментальные задания 2-го типа

Цель задания: проверка умения представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных.

Предлагаемые работы : Исследование

1.зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины,

2. зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления,

3.зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити,

4.зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника,

5.свойств изображения, полученного с помощью собирающей линзы.

Экспериментальные задания 3-го типа

Цель работы: проверка умения проводить экспериментальную проверку физических законов и следствий.

Предлагаемые работы : Проверка

1.Закона последовательного соединения резисторов для электрического напряжения

2.Закона параллельного соединения резисторов для силы электрического тока

Экспериментальные задания 1-го типа

1.Определение плотности вещества

Использовать комплект №1

Используя рычажные весы с разновесом, мензурку, стакан с водой, цилиндр № 2, соберите экспериментальную установку для измерения плотности материала, из которого изготовлен цилиндр № 2.

В бланке ответов:

1.сделайте рисунок экспериментальной установки для определения объёма тела;

2.запишите формулу для расчёта плотности;

3.укажите результаты измерения массы цилиндра и его объёма;

4.запишите числовое значение плотности материала цилиндра.

Образец возможного решения

  • 1)Схема экспериментальной установки:

Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания плотность вещества, из которого выполнен цилиндр

оказалась равной 8500 кг/м3.

2.Определение силы Архимеда

Использовать комплект №2

Используя динамометр, стакан с водой, цилиндр № 1, соберите экспериментальную установку для определения выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр.

В бланке ответов:

1.сделайте рисунок экспериментальной установки;

2.запишите формулу для расчёта выталкивающей силы;

3.укажите результаты измерений веса цилиндра в воздухе и веса цилиндра в воде;

4.запишите численное значение выталкивающей силы.

Образец возможного решения

1) Схема экспериментальной установки:

Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания сила Архимеда оказалась равной 0,2 Н.

3.Определение коэффициента трения скольжения

Использовать комплект №4

Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, один груз, направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для измерения коэффициента трения скольжения между кареткой и поверхностью рейки.

В бланке ответов:

1.сделайте рисунок экспериментальной установки;

2.запишите формулу для расчёта коэффициента трения скольжения;

3.укажите результаты измерений веса каретки с грузом и силы трения скольжения при движении каретки с грузом по поверхности рейки;

4.запишите числовое значение коэффициента трения скольжения.

Образец возможного решения

1) Схема экспериментальной установки:

Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания коэффициент трения скольжения равен 0,2.

4.Определение жесткости пружины

Использовать комплект №3

Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и два груза, соберите экспериментальную установку для измерения жёсткости пружины. Определите жёсткость пружины, подвесив к ней два груза. Для измерения веса грузов воспользуйтесь динамометром.

В бланке ответов:

1.Сделайте рисунок экспериментальной установки;

2.запишите формулу для расчёта жёсткости пружины;

3.укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины;

4.запишите числовое значение жёсткости пружины.

Образец возможного решения

1) Схема экспериментальной установки :


Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания коэффициент жесткости оказался равным 40 Н/м.

5.Определение периода и частоты колебаний математического маятника

Использовать комплект №7

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой; метровую линейку (погрешность 5 мм); шарик с прикрепленной к нему нитью; часы с секундной стрелкой (или секундомер). Соберите экспериментальную установку для определения периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника.

В бланке ответов:

1.сделайте рисунок экспериментальной установки;

2.Приведите формулу для расчета периода и частоты колебаний;

3.укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для длин нити маятника

равной 0,5 м;

вычислите период и частоту.

Образец возможного решения

1) Схема экспериментальной установки :

2) Т = t/N; ν = 1/Т;

3) N = 30; t = 42 с.

4) Т = t/N = 1,4 с;ν = 1/Т = 0,7 Гц.

Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания период свободных колебаний оказался равен 1,4 с,

частота 0,7 Гц.

6.Определение момента силы, действующего на рычаг

Использовать комплект №8

Используя рычаг, три груза, штатив и динамометр, соберите установку для исследования равновесия рычага. Три груза подвесьте слева от оси вращения рычага следующим образом: два груза на расстоянии 6 см и один груз на расстоянии 12 см от оси. Определите момент силы, которую необходимо приложить к правому концу рычага на расстоянии 12 см от оси вращения рычага для того, чтобы он оставался в равновесии в горизонтальном положении.

В бланке ответов:

1.зарисуйте схему экспериментальной установки;

2.запишите формулу для расчета момента силы;

3.укажите результаты измерений приложенной силы и длины плеча;

4.запишите числовое значение момента силы.

Образец возможного решения: 1) Схема экспериментальной установки:

2) M=Fl

3) F = 2Н, l = 0,12 м

4) М = 2Н·0,12 м = 0,24 Н·м

Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания момент силы, которую необходимо приложить к

правому концу рычага оказался равным 0,24 Н · м.

7.Определение работы силы упругости при подъеме груза с помощью неподвижного блока

Использовать комплект №8

Используя штатив с муфтой, блок неподвижный, нить, 3 груза, динамометр школьный, линейку, определите работу силы упругости при подъеме трех грузов на высоту 20 см.

В бланке ответов:

1.сделайте рисунок экспериментальной установки;

2.приведите формулу для расчета работу силы упругости;

3.укажите результаты прямых измерений высоты и силы упругости;

4.Вычислите работу силы упругости при подъеме трех грузов на указанную высоту;

Образец возможного решения : 1) Схема экспериментальной установки:


2) А = Fупр.h;

3) Fупр. = 3,2 Н

(при равномерном перемещении); h = 0,2 м;

4) А = 3,2 Н·0,2 м = 0,64 Дж

Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания работа силы упругости при подъеме тела оказалась

равной 0,64 Дж.

7(а) .Определение работы силы упругости при подъеме груза с использованием подвижного блока

(если 2 или 3груза, то F=1/2 P,т.е.1Н или 1,5Н..Работа этой силы находится далее также по ф-ле )

8.Определение работы силы трения

Использовать комплект №4

Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, один груз, направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для определения работы силы трения при перемещении в горизонтальном направлении каретки с грузом на длину рейки.

В бланке ответов:

1.сделайте рисунок экспериментальной установки;

2.запишите формулу для расчёта работы силы трения;

3.укажите результаты измерений силы трения скольжения при движении каретки с грузом по поверхности

рейки, длины рейки;

4.запишите числовое значение. работы силы трения.

Образец возможного решения

1) Схема экспериментальной установки :

2) А=Fтр · s; Fтр =Fтяги (при равномерном движении);

3) Fтяги = 0,4 Н; l = 0,5 м;

4) А= 0,4 Н · 0,5 м=2 Дж.

Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания работа трения скольжения оказалась равным 2 Дж

9.Определение оптической силы собирающей линзы

Использовать комплект №6

Используя собирающую линзу, экран, линейку, соберите экспериментальную установку для определения оптической силы линзы. В качестве источника света используйте свет от удалённого окна.

В бланке ответов:

1.сделайте рисунок экспериментальной установки;

2.запишите формулу для расчёта оптической силы линзы;

3.укажите результат измерения фокусного расстояния линзы;

4.запишите значение оптической силы линзы.

Образец возможного решения

1) Схема экспериментальной установки:

Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания оптическая сила линзы оказалась равной 17дптр.

10.Определение электрического сопротивления резистора

Использовать комплект №5

Определите электрическое сопротивление резистора R1. Для этого соберите экспериментальную установку, используя источник тока 4,5 В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода и резистор, обозначенный R1. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,2 А.

В бланке ответов:

1.нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2.запишите формулу для расчёта электрического сопротивления;

3.укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,2 А;

4.запишите численное значение электрического сопротивления.

Образец возможного решения

1) Схема экспериментальной установки :

Вывод: В ходе выполнения эксперимент. задания сопротивление резистора R1 оказалось равным 12 Ом.

11. Определение работы тока

Использовать комплект №5

Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R, соберите экспериментальную установку для определения работы электрического тока на резисторе. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,3 А. Определите работу электрического тока за 10 минут.

В бланке ответов:

1.нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2.запишите формулу для расчёта работы электрического тока;

3.укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,3 А;

4.запишите численное значение работы электрического тока.

Образец возможного решения

1) Схема экспериментальной установки:

Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания работа тока оказалась равной 648 Дж.

12.Определение мощности тока

Использовать комплект №5

Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R2, соберите экспериментальную установку для определения мощности, выделяемой на резисторе при силе тока 0,5 А.

В бланке ответов:

1.нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2.запишите формулу для расчёта мощности электрического тока;

3.укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5 А;

4.запишите численное значение мощности электрического тока.

Образец возможного решения

  • 1)Схема экспериментальной установки:

Вывод: В ходе выполнения эксперимент. задания мощность электрического тока оказалась равной 1,5 Вт.

Экспериментальные задания 2-го типа

1.Определение(исследование) зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины

Использовать комплект №3

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и набор из трех грузов. Установите зависимость силы упругости, возникающей в пружине, от величины растяжения пружины. Определите растяжение пружины, подвешивая к ней поочередно один, два и три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.

В бланке ответов:

1.сделайте рисунок экспериментальной установки;

2.запишите результаты измерения веса грузов, удлинения пружины;

3.сформулируйте вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от величины растяжения пружины.

Образец возможного решения

1) Схема экспериментальной установки :

2)

№ опыта

Вес груза, Н

Сила упруг., Н

Удлинение, м

1

1

1

0,025

2

2

2

0,050

3

3

3

0,075

3) Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания оказалось, что сила упругости прямо пропорциональна растяжению пружины.

2.Определение(исследование) зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления

Использовать комплект №4

Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, три груза, направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для определения зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления

В бланке ответов:

1.нарисуйте схему эксперимента

2.укажите результаты измерения

3.сформулируйте вывод о зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления

Образец возможного решения

1) Схема экспериментальной установки:

2)

№ опыта

Сила нормального давления, Н

Сила трения, Н

1

2

0,4

2

3

0,8

3

4

1,2

3)Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания оказалось, что сила трения пружины прямо

пропорциональна силе нормального давления.

3.Определение(исследование) зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити

Использовать комплект №7

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой; метровую линейку (погрешность 5 мм); шарик с прикрепленной к нему нитью; часы с секундной стрелкой (или секундомер). Соберите экспериментальную установку для исследования зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

В бланке ответов:

1.сделайте рисунок экспериментальной установки;

2.укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для трех длин нити

маятника в виде таблицы;

3.вычислите период колебаний для всех трех случаев;

4.сформулируйте вывод о зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

Образец возможного решения

1) Схема экспериментальной установки:

2),3)

В ходе выполнения экспериментального задания выяснилось, что

3.Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания выяснилось, что при уменьшении длины нити

период свободных колебаний уменьшается.

4.Определение зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника

Использовать комплект №5

Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R2, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника.

В бланке ответов:

1.нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2.укажите результаты измерения напряжения при силе тока при разных положениях ползунка реостата;

3.Сделайте вывод о зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводн.

Образец возможного решения

1) Схема экспериментальной установки:

2)

№ опыта

I, A

U, B

1

0,2

2,4

2

0,3

3,6

3

0,4

4,8

3)Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания оказалось, что при увеличении напряжения

между концами проводника сила тока в проводнике также увеличивается .

5.Определение свойст­в изображения, полученного с помощью собирающей линзы

Использовать комплект №6

Используя собирающую линзу, экран, линейку, рабочее поле, источник питания постоянного то­ка 4,5 В, соединительные провода, ключ, лампу на подставке соберите экспериментальную установку для определения свойств изображений, полученного с помощью собирающей линзы

В бланке ответов:

1.сделайте рисунок экспериментальной установки;

2.укажите результат измерения фокусного расстояния линзы;

3.сделайте вывод, как изменяются свойства изображений, полученных с помощью собирающей линзы при удалении предмета от линзы.

Образец возможного решения

1)Схема экспериментальной установки:

2)

d

Свойства изображения

d < F

Мнимое, увеличенное, прямое

F < d < 2F

Действительное, увеличенное, перевернутое

d > 2F

Действительное, уменьшенное, перевернутое

3) Вывод: При удалении предмета от линзы изображение предмета из мнимого переходит в действительное, а его размеры уменьшаются.

Экспериментальные задания 3-го типа

1. Проверка законов последовательного соединения резисторов для электрического напряжения

Использовать комплект №5

Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2 соберите экспериментальную установку для проверки правила для электрического напряжения при последовательном соединении резисторов.

В бланке ответов:

1. начертите электрическую схему эксперимента;

2. измерьте напряжение на каждом резисторе и общее напряжение на участке, включающим оба резистора;

3. сравните напряжение на каждом резисторе и общее напряжение на участке, включающим оба резистора

4. сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила

Образец возможного решения

1) Схема экспериментальной установки :

2),3)

U, В

U1, В

U2, В

Вывод

3

2

1

U =U1+U2

4) Вывод: Общее напряжение на двух последовательно соединенных резисторах равно сумме напряжений

на каждом из резисторов.

2.Проверка законов параллельного соединения резисторов для силы тока

Использовать комплект №5

Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2 соберите экспериментальную установку для проверки правила для силы тока при параллельном соединении резисторов.

В бланке ответов:

1. начертите электрическую схему эксперимента;

2. измерьте силу тока в каждой ветви цепи и на неразветвленном участке;

3. сравните силу тока на основном проводнике с суммой сил токов в параллельно соединенных проводниках,

4. сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.

Образец возможного решения

1) Схема экспериментальной установки:

2),3)

I, A

I1, A

I2, A

Вывод

0,6

0,4

0,2

I =I1+I2

4)Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания оказалось, что сила тока на основном проводнике равна сумме сил токов в параллельно соединенных проводниках .

8.Определение работы силы упругости при подъеме груза с использованием подвижного блока

(если 2 или 3груза, то F=1/2 P,т.е.1Н или 1,5Н)

Наши новости:

Разместить свою публикацию