Обобщающий урок по теме «Лексика» в 6 классе.
Цели урока:
Закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.
Формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.
Прививать интерес к изучению русского языка.
Развивать умение работать в группах.
Формировать умение применять на практике полученные знания.
Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь).
Тип урока: обобщение пройденного материала.
Технология: групповая, игровая, здоровьесберегающая, использование ИКТ
I. Организационный момент. Сообщение целей и задач урока. Играют 3 команды, класс поделен заранее, распределяются обязанности: выбирается капитан, помощники, формируется команда
II.Повторение ранее изученного.
Задание 1. Игра « А я знаю, что...» (каждый отвечающий начинает свой ответ с фразы А я знаю, что…) Повторение изученного материала по теме «Лексика» в 5 классе: лексика..., два значения слова.., лексическое, грамматическое, прямое значение, переносное значение, синонимы, антонимы, омонимы (за каждый правильный ответ дается 1 балл)
Задание 2. Замени буквы цифрами:
а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, е – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.
Составь слово из цифр, Дай объяснение составленному слову
13 | 7 | 12 | 19 | 10 | 12 | 16 | 13 | 16 | 4 | 10 | 33 |
Задание 3. Дайте определение диалектным и профессиональным слова. Выпишите их из предложений (команда дает ответ устно, в это время 1 участник выполняет задание).
А) Мшары- это сухие болота.
Б) Казаки собрались в проулках и куренях.
В) Рабочие использовали трайлер.
Г) Горизонтали - это линии на географической карте.
Д) Мельник щеголял в кумачовой рубахе и новых пимах.
Задание 4.Дайте определение, что такое устаревшие слова, найдите соответствия (команда дает ответ устно, в это время 1 участник выполняет задание)
Денница глаза
Ланита палец
Раченье щека
Перст лоб
Чело утренняя заря
Длань старание, усердие
Очи рука
Задание 5. Дайте определение, что такое неологизмы. Отметьте вариант, в котором все слова являются неологизмами. (команда дает ответ устно, в это время 1 участник отвечает )
А) видеоигра, амбар, луноход
Б) роуминг, дисковод, эксклюзив
В) Интернет, цирюльник, радиотелефон
Задание 6. Замените иноязычные слова русскими синонимами:
алфавит (азбука)
абзац (красная строка)
абсурд (чепуха)
прогресс (развитие)
космос (Вселенная)
мираж (видение)
диалог (беседа)
3D (объемный)
Задание 7 тестирование (презентация)
Д/ З
команде:
найти в тетрадях для правил ответ на вопрос: « что такое фразеологизмы?»
Помощникам:
В учебнике русского языка упр. № выполнить задание к упражнению.
Капитанам :
В толковых словарях Ожегова, Даля найти примеры фразеологизмов.
Ребята! Пополняйте свой словарный запас, узнавайте больше из истории слов, используйте всё словарное богатство русского языка. И тогда в любой ситуации вы будете интересным собеседником и грамотным
человеком. А сейчас…
Рефлексия
Пришло время оценить наш урок.
На столах у вас лежат смайлики, с их помощью вы должны оценить и свою и мою работу.
- если вы поняли весь материал, то выберете улыбающийся смайлик,
- если что-то осталось непорятным – серьезный,
- а если все непонятно – грустный.