Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96171

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 18.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РАМКАХ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дата публикации:

Автор:
учитель, государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области, Самарская обл. с. Красный Яр ул. Оренбургская дом 10 кв.2

Цель: повышение эффективности социокультурной миссии образования и уровня научной подготовки на основе индивидуального подхода, а также развитие логического мышления.

Задачи: 1. Организация работы учащихся в рамках внеурочной деятельности. 2. Комплексное решение задач воспитания, образования, развития в современном мире. 3. Передачей норм ценностей научного общества в образовательную среду.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ИССДЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮВ РАМКАХ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

© О.И. Прошкина, учитель биологии ГБОУ Самарской области СОШ с. Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области (Россия)

Аннотация: В эпоху становления информационного общества в России ощутимо возрастает значимость интеллектуального и творческого потенциала людей, поэтому работа с одаренными и талантливыми детьми является приоритетным направлением работы образовательного учреждения. Организация работы учащихся в рамках внеурочной деятельности на сегодняшний день является одной из актуальных задач, поэтому мной разработана программа курса «Естественнонаучное образование учащихся через исследовательскую деятельность» для учащихся 6-11 классов.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, программа курса, интеграция, реализация идей ФГОС, одарённые дети.

В современных условиях образование должно превратиться в стратегический фактор развития страны, поскольку только в этом состоянии оно способно обеспечить промышленный рывок к освоению новых технологий, к новой культуре производства, а значит, и к развитию нашей страны [1].

Организация исследовательской деятельности рассматривается, как мощная инновационная образовательная технология. Она помогает комплексно решать задачи воспитания, образования, развития в современном мире, передачей норм ценностей научного общества в образовательную среду [2,3].

В сфере познания и освоения практического опыта всё большее значение приобретают различные виды интеграции. Интеграция с вузами повышает мотивацию учащихся к исследовательской деятельности [4].

Мной была разработана программа курса внеурочной деятельности «Естественнонаучное образование учащихся через исследовательскую деятельность» для учащихся 6-11 классов.

Цель данного курса заключается в следующем: повышение эффективности социокультурной миссии образования и уровня научной подготовки на основе индивидуального подхода, а также развитие логического мышления.

Содержание программы носит интегрированный характер и способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию, ориентации школьников на основные направления профессий связанных с биологией, химией, географией, экономикой т.д. Предусматривается формирование личностных, предметных и метапредметных компетенций, а также учебных универсальных действий, развитие общепредметных и общеинтеллектуальных умений.

Программа курса содержит все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей – работа с теоретическим материалом, практическим, использование наглядности, для данного курса характерна особая технология организации учебного процесса, при которой используются тренинговые задания. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими знаниями базовых курсов (география, физика, биология, математика и т.д.). В процессе занятий вводятся новые сведения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.

Конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости. Материал программы распределен с постепенным усложнением форм и методов учебной работы во времени с учетом его достаточности для качественного изучения материала и получения запланированных результатов.

В таблице 1 представлено учебно-тематическое планирование курса.

Таблица 1.

Учебно-тематический план курса внеурочной деятельности «Естественнонаучное образование учащихся через исследовательскую деятельность»

Тема занятия

Количество часов

1

Введение

1 час

Тема 2. Выбор темы исследования (9 часов)

2

Что такое исследование?

1 час

3

Проблема.

1 час

4

Тема.

1 час

5

Обсуждение выбранных тем.

1 час

6

Актуальность и практическая гипотеза.

1 час

7

Цель исследования и задачи.

1 час

8

Методы исследования.

1 час

9

Классификация методов исследования.

1 час

10

Планирование исследования.

1 час

Тема 3. Обзор информационных источников (12 часов)

11

Информационные источники.

1 час

12

Работа с литературными источниками.

1 час

13-14

Работа с аудио, видео, мультимедийными носителями информации.

2 час

15

Другие источники информации.

1 час

16

Глобальные компьютерные сети.

1 час

17-22

Оформление полученной информации.

6 часов

Тема 4. Исследование (23 часа)

23-26

Составление индивидуального плана исследования.

4 час

27

Лабораторный журнал. Дневник наблюдений.

1 час

28-45

Проведение исследования.

18 часов

Тема 5. Оформление работы и подготовка к выступлению (23 часа)

46-59

Анализ и обработка полученных данных.

14 часов

60-62

Подготовка доклада.

3 часа

63-65

Подготовка презентации доклада.

3 час

66-67

Выступление с докладами и обсуждение.

2 час

68

Подведение итогов. Обсуждение планов

предстоящих исследований.

1 час

ИТОГО ЧАСОВ:

68

Занятия по программе курса проводятся совместно с преподавателями ФГБОУ ВПО «Государственная сельско-хозяйственная академия» и ГОУ ДОД СОДЭБЦ. Привлеченные специалисты проводят консультирование 1 раз в два месяца учащихся по проблемам реализуемого ими проекта.

Практико-направленные занятия в рамках курса предполагают развитие у учащихся следующих ценностных ориентиров: добросовестное отношение к труду, эстетическое направление в развитии, воспитание патриотизма и элементов самообразовательной деятельности.

В рамках курса предусмотрены следующие формы и методы проведения занятий: лекции, беседы, диспуты, тренинг, практические работы (опытно-полевые работы (посадка растений, проращивание семян, сбор урожая и его анализ), лабораторные работы (микробиологический анализ, химический эксперимент, био-физиологический эксперимент), самостоятельная работа (подготовка и оформление результатов эксперимента, презентации и докладов).

Каждый учащийся в рамках проведения занятий по данному курсу выполняет индивидуальный проект, который защищается на последнем занятии в учебном году, лучшие работы рекомендуют к участию в конкурсах, конференция и олимпиадах. Соответственно достигнутый результат подтверждается сертификатом или дипломом.

Занятия по данному курсу в основном носят индивидуальный характер. Каждому участнику процесса выбирается определенная тема исследования. Поиск новой темы всегда представляет трудность, потому что выбор темы - это залог успеха. Тема - это ракурс, в котором рассматривается проблема.

Для определения наиболее актуальных тем мы консультируемся с научным консультантом профессором сельскохозяйственных наук доцентом кафедры лесоводства ГСХа В.Б. Троц. Исследователь должен осознавать важность и серьёзность исследования, понимать всю ответственность возложенных на него задач. Присутствие преподавателя вуза на занятиях поднимает самооценку ребёнка и даже если исследователь ещё достаточно молод, он осознаёт значимость своей работы и со всей серьёзностью подходит к решению проблемы.

Когда выбрана тема, определена проблема, выявлена актуальность, мы приступаем к изучению обзора литературы.

Следующий этап - это определение методики проведения опыта. Методика должна соответствовать возрасту ребёнка быть понятна и доступна исследователю. В тоже время ученик должен видеть, что, исследование которое он проводит, хоть и маленький, но очень важный вклад в общее дело. Когда преподаватель вуза общается с маленьким исследователем здесь и происходит та интеграция науки и образования, которая так важна для достижения поставленных целей перед образовательным учреждением.

Очень много наши ребята проводят полевых исследований. Полевые исследования мы проводим на приусадебных участках, на пришкольном участке, на опытных участках ГСХа. В этом случае ребёнок работает в течение всего лета, ухаживает за растениями, делает необходимые замеры, определяет структуру урожая.

Много исследований ребята проводят в школьной лаборатории. Например, Ирицян Либарит исследовал влияние свинца на живые объекты в системе «почва - растение» и возможности снижения его токсических воздействий.

За свою работу он получил: диплом I степени на всероссийский очной научно-практической конференции МАН «ЮНОСТЬ. НАУКА.КУЛЬТУРА.», диплом «Лучшая работа на секции экологии» 2013 год г. Анапа, диплом I степени на заочной научно-практической конференции МАН «ЮНОСТЬ. НАУКА. КУЛЬТУРА» г. Обнинск. 2013 год, диплом I степени на заочной научно-практической конференции МАН «ЮНОСТЬ. НАУКА. КУЛЬТУРА» г. Обнинск.2014 год.

Есть множество и других примеров результативности нашей работы, так, например, молодой исследователь Голыбдин Дмитрий (ученик 8 класса) на своём приусадебном участке изучает особенностей роста и развития нута, сои и люпина белого в условиях Красноярского района Самарской области. Он самостоятельно проводит обработку почвы, посев. Тщательно следит за процессами, происходящими с растениями, проводит необходимые замеры.

За свою работу он получил: диплом II степени на всероссийский очной научно-практической конференции МАН «ЮНОСТЬ. НАУКА. КУЛЬТУРА» г. Анапа, диплом I степени на заочной научно-практической конференции МАН «ШАГИ В НАУКУ» г. Обнинск. 2014 год.

Ахмедова Диана изучает влияние Ризоторфина-Б на продуктивность бобовых растений. Этой работой заинтересовался журнал «Современный фермер» и напечатал статью по результатам работы. За свою работу она получила: диплом I степени на всероссийский очной научно-практической конференции «ЮНОСТЬ. НАУКА. КУЛЬТУРА.» г. Анапа, диплом I степени на заочной научно-практической конференции «ЮНОСТЬ. НАУКА. КУЛЬТУРА» г. Обнинск. 2014 год.

Тарасова Ксения на опытных участках ГСХа изучает влияние микробиологических препаратов на продуктивность сои. За свою работу она получила: диплом I степени на заочной научно-практической конференции «ЮНОСТЬ. НАУКА. КУЛЬТУРА» г. Обнинск. 2014 год. Стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ «ЮННАТ» Едет в Москву на Всероссийский очный этап.

Список работ и учащихся задействованных в данной работе можно продолжить, однако в этом нет необходимости, результаты доказывают эффективность описанных в программе методов и способов работы с учащимися.

В современных условиях развития образования на территории РФ актуальным направлением является – работа с одаренными детьми, так как в рамках курса каждый ученик проявляет свои индивидуальные способности и определяет сферу профессиональной дальнейшей деятельности, то такая программа курса, в которой интегрируется деятельность учителя и преподавателей вузов является актуальной.

Теоретический и практический материал изучаемый в рамках курса обладает определенной степенью новизны, и отличается от материала рассматриваемого в ходе изучения таких учебных предметов как биология, химия, география и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования РФ. М.: Просвещение, 2011. 48 с.

2. Бардин К.В. Как научить детей учиться. -М.: Просвещение, 1987.-112с.

3. Драйден Г. Революция в обучении пер. с анг. /Г. Драйден, Д. Вос. – М.: ООО «ПАРВИНЭ», 2003. – 672 С.

4. Соловьёва Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление её результатов. – М.: АПК и ППРО.2005. – 104 с.

Наши новости:

Разместить свою публикацию