Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95418

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 29.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

программа "Школа будущего первоклассника"

Дата публикации:

Автор:
Учитель начальной школы, ГБОУ г. Москвы Школа №384 имени Д.К. Корнеева Школьное отделение №2, Г. Москва

Цель: Цель данной программы: всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

Задачи: Основные задачи программы: • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться; • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Пояснительная записка

Школа будущего первоклассника представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.

Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения . Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Для формирования «внутренней позиции школьника» надо создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался с учителем, привык к нему и его требования.

Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников.

Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения начального образования, делает доступным качественное обучение на первой ступени.

Цель данной программы: всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

Основные задачи программы:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособ­лении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социаль­ным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в не­привычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельно­стью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Адаптация к школьному обучению проходит через:

  • формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;
  • расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;
  • обогащение активного словаря ребенка, связной речи;
  • логическую и символическую пропедевтику.

Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассни­ков к обучению в школе.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
• установление контакта с учащимися, с учителем;
• формирование адекватного поведения;
• овладение навыками учебной деятельности.

Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Подготовка к школе проводится в игровой форме, в атмосфере доброжелательности, что позволит ребенку избежать стресса. Задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей и создают ситуации успеха для них. День за днем ребенок будет самостоятельно делать «открытия» и активно участвовать в обучении. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

Концепция программы подготовки будущих первоклассников основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

Основными принципами подготовки к обучению являются:

— единство развития, обучения и воспитания;

— учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

— комплексный подход;

— систематичность и последовательность;

— вариативность и вариантность;

— сознательность и творческая активность;

— наглядность;

— доступность и достаточность.

Ожидаемые результаты:

  • обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,
  • развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,
  • формирование его готовности к систематическому обучению.

Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов - создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность.

Порядок организации работы школы будущих первоклассников:

  • группы формируются из детей -6-6,5-летнего возраста;
  • продолжительность занятий в группах предшкольной подготовки – 40 минут;
  • наполняемость групп -до 20 человек;

форма проведения занятий – игровая, двигательная.

начало занятий – 01 октября

окончание занятий – 30 апреля.

  • режим занятий: 1 раз в неделю – 2занятия по 35-40 минут с перерывами на отдых 10-15 минут.
  • график занятий: вторник-16.30-18.00
  • среда- 16.30-18.00

В зависимости от количества заказчиков данной услуги формируются группы детей.

Педагогический состав «Школы будущего первоклассника»: учителя начальных классов.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОУ «ШКОЛА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»

Образовательные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Математика

«Формирование первичных математических представлений»»

1

Филология

«Совершенствование и развитие устной речи. Подготовка к обучению чтению и письму»

1

Максимальный объём учебной нагрузки

2

Учебный план занятий «Школы будущего первоклассника» составлен на основе:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Письма Министерства общего и среднего образования РФ «О подготовке детей к школе» от 22 июля 1997 г. № 990/14-15;

- Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» от 15.08.2013 № 706 г. Москва;

- приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.07.2003 № 2994.


В соответствии с общими целевыми установками деятельности образовательного учреждения учебный план «Школы будущего первоклассника» обеспечивает реализацию следующих задач:
1. обеспечение разносторонней подготовки детей дошкольного возраста к обучению в образовательном учреждении: развитие речи обучающихся, мелкой моторики, элементарных логических операций, формирование элементарных количественных представлений, структурирование представлений об окружающем мире.

2. развитие координации движений, произвольной регуляции поведения, формирование умения работать в группе.

3. развитие инициативности и самостоятельности как важных условий последующего включения ребенка в школьную учебную деятельность;

Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.

Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются: ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»; создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения; организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности; подготовка перехода от игровой деятельности к учебной; обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности.

Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:

Раздел «Совершенствование и развитие устной речи. Подготовка к обучению чтению и письму» Содержание ориентировано на решение следующих задач: создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка, для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;. Отличительной чертой данного раздела программы является осуществление интеграции тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.

Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка. Курс предназначен для подготовки детей дошкольного возраста к письму и к восприятию форм букв. Дети приобретают навыки работы в открытом и ограниченном пространстве, учатся штриховать, обводить предложенный образец по намеченному контуру. Задания знакомят ребенка с конфигурацией печатных букв русского алфавита, развивают мелкую моторику, координацию движений, аналитические способности, формируют графические навыки детей.


Раздел «Формирование первичных математических представлений.» представлен программой курса «Математические ступеньки»

На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

.Цели занятий

  • Развитие слухового и зрительного восприятия
  • Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности
  • Развитие слуховой и зрительной памяти
  • Развитие мышления и речи
  • Развитие общей и мелкой моторики
  • Совершенствование коммуникативных навыков
  • Воспитание доброжелательного отношения к окружающим
  • Совершенствование навыков монологической речи
  • Совершенствование навыков диалогической речи
  • Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей
  • Развитие творческих способностей
  • Повышение уверенности в себе

Рабочая программа «Совершенствование и развитие устной речи .Подготовка к обучению чтению и письму»

Для реализации программного содержания используются:

О. И. Крупенчук Учим буквы.-Санкт-Петербург:ЛИТЕРА,2009

Н.Н Павлова Букварь с крупными буквами-Москва, Эксмо.2014.

Помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь.

Содержание ориентировано на решение следующих задач:

— создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка

(интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;

— практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;

— формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне

навыков связной устной речи детей.

Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются:

— расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;

— формирование грамматического строя речи ребенка;

— совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование и т. д.);

— создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных,

предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других? И т. д.); повествования (различные виды пересказа, рассказа).

Возрастные особенности детей 5—6 лет обусловливают необходимость использования в

процессе занятий разнообразных заданий по расширению и активизации их словарного запаса и развитию речи.

В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:

— развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.);

— беседа о прочитанном по вопросам (ответы на вопросы, связанные с

эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые средства.

При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек.

.

Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.

Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др. Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения.

Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др.

Содержание программы

Развитие и совершенствование устной речи. Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте

фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное — развитие у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки.

Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.

Разучивать загадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.) по плану

Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и следующего за ним. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихотворений.

Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука.

Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение звуков.

Упражнять в дифференциации звуков на слух.

Подготовка к обучению письму: готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомить с правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо; знакомить с контуром предмета и его особенностями; знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.


Тематическое планирование

«Совершенствование и развитие устной речи. Подготовка к обучению чтению и письму»

Тема занятия

Тема занятия

ДОБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД

1

Развитие связной речи. Рассказ по картинке. Понятие предложения. Схема предложения. Составление предложений по схеме.

Раскрашивание пространства около контура. Сравнение и сопоставление формы предметов. Контур предметов. Обведение контура предметов по нанесенным точкам. Сравнение и сопоставление форм предметов.

.

2

Слог. Деление слов на слоги.

Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы. Нахождение предложенных форм в нарисованных предметах.

3

Ударение. Ударный и безударный слоги.

Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы. Нахождение предложенных форм в нарисованных предметах.

БУКВЕННЫЙ ПЕРИОД

4

Понятие буквы и звука. Гласные и согласные звуки..

Контур предмета и раскрашивание его внутри. Линии, образующие внутренний контур предметов. Рабочая строка, надстрочные и подстрочные линии. Работа в рабочей строке слева направо.

5

Буква и звук а. Чтение слогов и слов.

Буква А (большая и маленькая).

6

Буква и звук о. Чтение слогов и слов.

Буква О (большая и маленькая

7

Буква и звук у. Чтение слогов и слов.

Буква У (большая и маленькая).

8

Буква и звук и..ы Чтение слогов и слов.

Буквы И,ы (большая и маленькая)

9

Твердые и мягкие согласные. Буква н, звуки н, н*. Чтение слогов и слов.

Твердые и мягкие согласные. Буква Н (большая и маленькая).

10

Буква с, звуки сс*. Чтение слогов и слов.

Буква С (большая и маленькая)

11

Буква к , кк*. Чтение слогов и слов.

Буква К (большая и маленькая

12

Буква т, звуки тт*. Чтение слогов и слов.

Буква Т (большая и маленькая)

13

Звонкие согласные. Буква л звуки лл*,р, рр*

Звонкие согласные. Буква Р. Составление и написание слогов.

14

Буква в е, звуки,вв*йэ

Буквы В-Е. Составление и написание слогов.

15

Буква п м, звуки п, п*.мм* Чтение слогов и слов.

Буквы ПМ Составление и написание слогов.

16

Буква з,б, звуки зз*,бб*

БуквыЗБ. Составление и написание слогов.

17

Буква д. звуки дд*, я,йа

Буквы ДЯСоставление и написание слогов.

18

Буква г, звуки г, г*. Чтение слогов и слов.

Буква Г. Составление и написание слогов.

19

Буква ч, звук ч*. Чтение слогов и

БукваЧ Составление и написание слогов.

20

Буква ш, звук ш Чтение слогов и слов.

БукваШ. Составление и написание слогов.

21

Буква ж, звук ж .Чтение слогов и слов.

БукваЖ. Составление и написание слогов.

22

Буква ё, звуки йо Чтение слогов и слов.

Буква Ё Составление и написание слогов.

23

Буквах, звуки хх*. Чтение слогов и слов.

БукваХх Составление и написание слогов.

24

Буква ю, звуки йу Чтение слогов и слов.

Буква Ю Составление и написание слогов.

25

Буква э, звуки э Чтение слогов и слов.

Буква Э Составление и написание слогов.

26

Буква ц, звук ц. Чтение слогов и слов.

Буква Ц Составление и написание слогов.

27

Буквы щ ф, звуки щ фф*. Чтение слогов и слов.

Буква Щ ,Ф .Составление и написание слогов.

28

Мягкий и твердый знаки.

Буквы ь и ъ.


Планируемые результаты:

— знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);

— знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба;

— артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая

дикция способствуют эффективному общению;

— правильно произносить все звуки;

— отчетливо и ясно произносить слова;

— выделять из слов звуки;

— находить слова с определенным звуком;

— определять место звука в слове;

— соблюдать орфоэпические нормы произношения;

— составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;

— составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;

— пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;

— ориентироваться на странице тетради.

Дошкольники должны знать:

Отличие буквы от звука.

Конфигурацию печатных букв.

Дошкольники должны уметь:

Ориентироваться на странице тетради

Перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа налево и т.д.

Печатать буквы

Отличать заглавные и строчные буквы.


Рабочая программа «Введение в математику»

Курс «Математические ступеньки» (автор С. И. Волкова)

Рабочая программа по математике для дошкольников (в рамках дополнительных платных образовательных услуг при подготовке к школе) разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы С.И. Волковой «Математические ступеньки», утверждённой МО РФ (Москва 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.

Для реализации программного содержания используются:

• Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к

школе. - М.: Просвещение, 2013 г .

. В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

. Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования.

Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.

Содержание программы

Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.

Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка.

Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились. Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.

Содержательно-логические задания на развитие:

— внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;

— воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;

— памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и

геометрического материала;

— мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их

использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.

Тематическое планирование

«Формирование первичных математических представлений»

Тема занятия

Количество занятий.

Пространственные и временные представления. Подготовка к изучению числа.

1

Уточнение пространственных представлений (вверху, внизу, между, слева, справа)

1

2

Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру: большой – маленький, больше – меньше.

1

3

Сравнение предметов по размеру: высокий – низкий, выше – ниже.

1

4

Ориентация на плоскости: слева, справа.

1

5

Длина. Длиннее – короче.

1

6

Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же.

1

7

Закрепление пройденного материала.

1

8

Круг. Многоугольники: треугольник, четырехугольник.

1

9

Прямоугольник, квадрат.

1

10

Сравнение групп предметов по количеству: позже, раньше.

1

11

Сравнение объектов по массе: легкий – тяжелый, легче – тяжелее.

1

12

Закрепление пройденного материала.

1

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел.

13

Число и цифра 1. Понятия «один – много».

1

14

Число и цифра 2. Понятие «пара».

1

15

Число и цифра 3. Состав числа 3.

1

16

Число и цифра 4. Состав числа 4.

1

17

Число и цифра 0.Графический диктант.

1

18

Число и цифра 5. Состав числа 5.

1

19

Понятие «равенство». Знак «=».

1

20

Действие «сложение». Конкретный смысл действия «сложение». Знак действия «сложения» +.

1

21

Действие «вычитание». Конкретный смысл действия «вычитание». Знак действия «вычитания» -.

1

22

Закрепление пройденного материала. Решение задач по картинкам.

1

23

Число и цифра 6. Состав числа 6.

1

24

Число и цифра 7. Состав числа 7.

1

25

Число и цифра 8. Состав числа 8

1

26

Число и цифра 9. Состав числа 9

1

27

Число 10. Особенности записи числа 10. Состав числа 10

1

28

Итоговое занятие. Что узнали. Чему научились.

1

Планируемые результаты:

— знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;

— знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг),

различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;

— проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).

Дошкольники должны знать:

- состав чисел первого десятка;

- как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);

- цифры 0-9, знаки +,-,=;

- название текущего месяца, последовательность дней недели;

Дошкольники должны уметь:

- называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;

- соотносить цифру с числом предметов;

- пользоваться арифметическими знаками действий;

- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

- измерять длину предметов с помощью условной меры;

- составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры большего размера;

- делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;

- ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

.

Модель выпускника дошкольного отделения.

Модель ребенка - будущего первоклассника

Физическая готовность. В совершенстве владеет своим телом, различными видами движений; имеет представление о своем физическом облике и здоровье; владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.

Мотивационная готовность к школе. У ребенка должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Происходят качественные изменения в психической сфере: от позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо».

Наши новости:

Разместить свою публикацию