Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96361

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 24.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Методика обучения непроверяемым написаниям на уроках русского языка для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Дата публикации:

Автор:
учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №13, Россия, Краснодарский край, муниципальное образование Ленинградский район, станица Ленинградская,

Цель: Поделиться опытом

Задачи: Поделиться опытом

Методика обучения непроверяемым написаниям на уроках русского языка для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Методика изучения слов с непроверяемыми написаниями

Одно из приоритетных направлений в работе учителя русского языка – работа со словарными словами. Педагогу важно пробудить интерес школьника к слову, создать условия для прочного запоминания непроверяемой буквы и развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка.

Несмотря на достигнутые современной школой значительные успехи в обучении школьников правописанию, проблема повышения орфографической грамотности продолжает оставаться актуальной. Особенно для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим правилам. К непроверяемым написаниям относятся:

1)непроверяемые гласные в корне слова (бирюзовый, изумительный, балкон)

2)непроверяемые согласные в корне слова (хоккей, чувство, баскетбол)

3)удвоенные согласные в корне (искусство, шоссе, металл)

4)слитное написание приставок в наречиях ( вскоре, впереди, влево, вправо)

В современной методической литературе нашли отражение несколько технологий словарно-орфографической работы, которые интегрируют эффективные приёмы традиционного обучения с элементами педагогических инноваций (например, коллективные способы обучения В.П. Дьяченко, методика В.Н. Зайцева ,оригинальная методика работы с трудными словами А.П. Мишиной и А. Погодиной).

Предлагаемая А.П Мишиной методика опирается на закономерности процесса усвоения, что позволяет учителю создать гибкую систему мотивации и облегчить усвоение трудных слов учащимся с ослабленной памятью. Из своеобразного алгоритма работы над трудными словами можно из этой методика взять следующее:

1.Зрительная фиксация и трехкратная запись слов учащимися.

Слова записаны на доске, каждое слово открывается на время, достаточное для одного прочтения, затем слово стирается или закрывается, учащиеся записывают каждое слово три раза. Далее проводится проверка: сигнальной карточкой учащиеся показывают непроверяемую орфограмму. А.П. Мишина считает, что прием зрительной фиксации побуждает детей как можно внимательнее прочитывать слово, а прием многократной записи основан на моторной (рукодвигательной) памяти, что необходимо для детей с слабой степенью усвоения материала.

2.Игра «Лото».

Сначала изготавливают карточку-поле размером 10 на 12 см, фишки пяти цветов и наборы карточек со словарными словами, в которых пропущена безударная гласная.

Методика работы. Учитель называет слово, написанное на одной из карточек, а ученикам предлагается закрыть поле фишкой того цвета, которым обозначается в игре, и пропущенная буква: а - красный, о – синий, и – зеленый, е – желты, я – коричневый. Причем последовательность расстановки фишек будет зависеть от последовательности диктуемых слов. Например, дается слово бирюзовый. Ученик ставит фишку синего цвета на первую строку под буквой «и». Второй слово салют. Ученик ставит фишку желтого цвета на вторую строку во второй ряд и т.д. На доске дается таблица контроля.

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В словарно-орфографической работе по усвоению слов с непроверяемыми орфограммами особую актуальность приобретают методы и приемы, способствующие прочному запоминанию правильного написания и развитию ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимание, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности. Одним из способов формирования мотивации учащихся к словарной работе служит использование увлекательных форм и методов работы, в том числе игровых приёмов, упражнений занимательно-развивающего характера.

Приведём примеры упражнений, которые включаются в разные этапы словарно-орфографической работы в начальной школе и способствуют более глубокому усвоению слов с непроверяемыми орфограммами.

Традиционно работа над словами с непроверяемыми орфограммами проводится в несколько этапов, каждый из которых призван решать определенную задачу.

1.Первичное ознакомление с новым словарным словом, включающее орфографическое чтение учащимися блока представленных слов; объединение данных слов одной тематикой; запись слов с послоговым проговариванием; орфоэпическое чтение; составление устного рассказа по теме с использованием новых слов.

2.Закрепление правописание новых слов и ранее изученных, что предполагает выполнение фонетических и морфологических упражнений с данными словами; работу над составом словарных слов; составление рассказов по картине с включением словарных слов и т. п.

3.Повторение и обобщение знаний по правописанию ранее изученных словарных слов: выполнение синтаксических и лексических упражнений, написание словарных диктантов, изложений, сочинений и других творческих работ.Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья эти этапы проходят дважды.

1.Примеры упражнений, способствующих закреплению лексического значения словарного слова, его происхождения, сочетаемости с другими словами.

А. Замените каждое предложение одним словом. Запишите полученные слова, подчеркнув орфограммы.

Группы людей, объединенных общей работой, учебой, общими интересами (Коллектив)

Неторопливо, с небольшой скорость (Медленно)

Горящие дрова, хворост, сучья, сложенные в кучу (Костёр)

Отдельное помещение в квартире (Комната)

Начальник воинской части, подразделение (Командир)

Много денег, вещей, запасов (Богатство)

Пространство, разделяющее два пункта (Расстояние)

Небольшая книга (Брошюра)

Б. К словарным словам-существительным подберите подходящие по смыслу прилагательные. Разделите слова на две группы и придумайте им название. Выучите значение и написание словарных слов.

Существительные

сирень

вагон

чемодан

крапива

вокзал

береза

багаж

рябина

перрон

рюкзак

черемуха

метро

Прилагательные

тяжелый

жгучий

длинный

купейный

тонкий

душистый

пахучий

курский

кожаный

столичный

белый

туристский

В. Определите характер смысловой связи между словами в данных парах. Вставьте пропущенные буквы и запишите недостающие слова.

Школа - учит…ль, б…льница - врач, м…г…зин - …, космический – к…рабль, ст…ловая - …, сборная по футболу - …, библи…тека - ….

2.Примеры упражнений, предусматривающих подбор и запись слов с двойными согласными.

А. Распределите слова по четырем колонкам в зависимости от наличия в слове одной или двух согласных.

рр

р

сс

с

Те(рр,р)аса, тро(сс,с), ко(рр,р)идор, шо(сс,с)е, термо(сс,с), ка(сс,с)а, те(рр,р)итория, пе(рр,р)он, кап(рр,р)он, матро(сс,с), иску(сс,с)тво, профе(сс,с)ия, ди(рр,р)ектор, ма(сс,с)а.

3.Примеры упражнений, предусматривающих закрепление знаний по морфологии при усвоении словарных работ.

А. Представьте, что вы волшебники и вам нужно «превратить» глаголы в имена существительные. Запишите полученные слова.

Рассчитать, маршировать, адресовать, молотить, ненавидеть, рапортовать, состязаться, соревноваться, интересоваться, стремиться, улыбаться, ужинать, сторожить, обедать, геройствовать, отгадывать, дежурить.

Б. Запишите в один столбец имена существительные первого склонения, а в другой – второго склонения.

Костер, мечта, солома, матч, солдат, парашют, хозяйство, путешествие, капуста, фигура, вагон, гитара, космонавт, маршрут, паркет, женщина, инженер, экскурсия, железо.

В. Запишите в один столбец имена существительные, а в другой – остальные части речи.

Жилище, аккуратно, медленно, пловец, оборона, самолёт, впереди, слева, налево, квартира, одиннадцать, шофер, Россия, изредка, вскоре, десять.

4.Примеры упражнений, предусматривающих закрепление знаний по синтаксису при усвоении словарных работ.

А. Запишите словосочетание, вставив нужные предлоги и буквы, раскройте скобки.

Гулять (по,в)… (л,лл)ея, приехать (из,с) (М,м)…сква, спрятаться (на,в) к…рабле, вернуться (из,с) л…герь, взять (с,из) г…рдероба.

Б. К данным существительным подберите прилагательные, запишите полученные словосочетания.

Салют, песок, портрет, металл, платок, беседа, пассажир, бинокль, вагон, календарь, костюм, шофёр, матч.

В. Составьте предложения, используя данные словосочетания.

Интересная экскурсия, аккуратный ученик, кругосветное путешествие, защищать родину, новая электростанция, ехать медленно, первый космонавт, профессиональный фотоаппарат, горький шоколад, чудесный рассвет, кислая мандарина.

Г. С данными словами составьте связанный текст. Озаглавьте его.

Корзина, диван, вагон, ванна, шоколад, зеркало, бинокль, балкон, рассвет, мебель, гараж, сарай, парашют.

5.Примерны упражнений, предусматривающих выборочный ответ (задания тестового типа).

А. Выберите правильный вариант ответа.

Слова

Варианты ответа

1

2

3

4

В…гон

О

А

О

А

Р…кета

А

А

О

А

К…мандир

А

О

А

А

Б. Выберите правильный вариант ответа

Слова

Варианты ответа

1

2

3

4

Вч…ра

Е

Е

Е

И

Св…ркать

И

Е

Е

И

Б…лет

И

Е

И

Е

В. Выберите правильный вариант ответа

Слова

Варианты ответа

1

2

3

4

Мета…

Л

ЛЛ

Л

ЛЛ

А…уратно

К

КК

КК

К

Ко…идор

РР

Р

РР

Р

6.Работа с орфографическим словарём.

А. Найдите в орфографическом словаре и выпишите 10 словарных слов, начинающих на букву А (автобус, агроном, айва, акробат и т.д.). Сделайте рисунки – иллюстрации к выписанным словам.

Б. Найдите в орфографическом словаре и выпишите словарные слова, состоящие из двух, трех и четырех слогов, а также слова, в которых количество букв не совпадает с количеством звуков.

Кил…метр, д…г…вор, вел…чина, алф…вит, л…пата, предл…жение, гор…да, з…п…ведник, к…рандаш, б…льшой, к…рова, заг…ловок, скворе…ик, тр…мвай, м…г…зин, б…бл…отека.

В. Найдите в данном тексте слова, с непроверяемыми орфограммами и с помощью орфографического словаря узнайте, как они пишутся.

КАТОК

Ударил первый м…роз. Мы с Мишкой и Костей решили сделать к…ток. Мы выбрали пл…щадку и вырыли столб для ф…наря. А пр…водку нам помог сделать Сережа из д…сятой кв…ртиры. Потом мы залили к…ток водой. К утру лёд застыл. Мы к…тались на к…ньках и играли в хо(к,кк)ей. (По. Н. Носову)

Г. Пользуясь орфографическим словарем, допишите слова в таблицу.

а

о

а

а - а

а – а - а

о

о - о

о – о – о

Ракета

Завтрак

Карандаш

Обед

Корова

Огород

Капуста

Гараж

Караван

Шофер

Ворона

Оборона

7. Творческие упражнения для самостоятельной работы учащихся.

А. Проведите исследовательскую работу со словами – названиями конфет (можно с фантиками), в которых встречается не менее двух орфограмм, одна из которых с непроверяемыми безударными гласными в корне слова. (Например, конфеты «Родные просторы», «Вдохновение», карамель «Корова пеструха», леденцы «Апельсин» и другие). Необходимо подготовить объяснение каждого правила и защитить свою работу перед классом.

Б. Придумайте название сладким блюдам (конфетам, тортам, печенью и т.п.). В названиях обязательно должны быть слова с непроверяемой орфограммой. Составьте с придуманными словами (или словосочетаниями) связанный текст на одну из тем: «У друга на День Рождении», «Конкурс кулинаров», «В кондитерском магазине».

Ученик получает карточку с загадками. Он должен отгадать загадки и правильно расставить ударение в словах.

1)Портфель мой

Не так уж велик, но не мал!

Лежит здесь учебник, дневник

И … (пенал).

2)Чтоб быстрей в библиотеке

Разыскать ты книжку смог,

Здесь заводят картотеку

И особый … (каталог).

3)Из него посуду звонкую,

И красивую, и тонкую

Мастерят с давнейших пор,

А зовут его … (фарфор).

4)Этой травки как коснешься,

Тут же больно обожжешься.

Неприметна, но красива,

Именуется … (крапива).

Заключение

Современная методика, опираясь на исторически сложившуюся систему обучения орфографии, находится в поиске методов и приемов, которые способствовали бы более успешному усвоению слов с непроверяемыми орфограммами и при этом стимулировали бы высокую познавательную активность учащихся.

Принимая во внимание мнение методистов, исследовавших проблемы обучения непроверяемым написаниями (Н.Н. Алгазина, В.В. Ераткина, В.П. Канакина, Г.Н. Приступа и т. д.), можно рекомендовать в качестве основных следующие способы формирования умения писать непроверяемые слова для учащихся с ограниченными возможностями здоровья:

1) послоговое орфографическое проговаривание непроверяемых слов, которое благодаря подключению речевых кинестезий способствует прочному запоминанию буквенного облика слов;

2) включение слов с непроверяемыми орфограммами в собственные высказывания.

3) написание слуховых и зрительных диктантов дважды.

4) регулярное обращение к словарям с целью уточнения толкования, сочетаемости, этимологии, написания непроверяемых слов;

5) ведение словариков, в которых фиксируется информация о вновь встретившихся словах, уточненным значении слов и т.д.

Успешность в усвоении словарных слов зависит от систематичности в работе, разнообразия дидактического материала, привлечения новых игровых форм работы. Качество усвоения будет тем прочнее, чем чаще будут встречаться учащиеся с ограниченными возможностями здоровья с данным написанием в живой речи и учебной деятельности.

Наши новости:

Разместить свою публикацию