Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96443

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 25.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами инновационной деятельности.

Дата публикации:

Автор:
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №7 , ХМАО-ЮГРА г.Сургут

Цель: создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся начальной школы средствами инновационной деятельности

Задачи: 1. создание теоретической базы для изучения психофизиологических особенностей ребёнка; 2. создание индивидуальных карт изучения ребёнка; 3. создание единого образовательного пространства путём сотрудничества всех участников образовательного процесса (ученик-родитель-педагог). 4. внедрение в практику педагогических технологий; 5. способствовать вовлечению учащихся в систему дополнительного образования; 6. реализация школьной программы «Одарённые дети»;

Педагогическая система

учителя начальных классов

Бапышевой Кулжемис Кадыржановны

Тема: Развитие познавательной самостоятельности младших школьников

средствами инновационной деятельности.

Актуальность темы.

Концепция модернизации российского образования выдвигает, прежде всего, новые социальные требования к системе школьного образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, инициативные и самостоятельные, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Кроме того, система образования должна подготовить людей, адаптированных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. В настоящее время информация становится основной и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определённых целях. Для раскрытия личности ребёнка важно найти системообразующий компонент. В качестве такого механизма учёные выделяют познавательную самостоятельность, как составной компонент, являясь интегральным показателем развития ребёнка в целом, позволяет ему в дальнейшем сравнительно легко ориентироваться в изменяющихся условиях, использовать знания и умения в нестандартных ситуациях.

Познавательная самостоятельность как черта личности предполагает «овладение целым комплексом познавательных процессов:

  • осуществление планирования своей самостоятельной работы;
  • поиск ответа на все непонятное, неясное;
  • рациональная организация своего рабочего места, обеспечивая необходимые условия для эффективного умственного труда;
  • нахождение материалов для доказательства определенных положений;
  • составление плана, тезисов прочитанного, оформление выписок, других видов записей, необходимых для полного уяснения учебного материала;
  • осмысливание результатов своего учения;
  • осуществление планирования и систематизации учебного материала;
  • подготовка к очередному занятию, воспроизведение содержания предыдущего материала;

Формирование познавательной самостоятельности младших школьников требует от учителя такой организации условий процесса обучения, где бы было возможным целенаправленно приобщать учащихся к добыванию знаний. Поэтому для себя я определила тему педагогической системы: «Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами инновационной деятельности».

В результате работы над темой я выделила цель работы.

Цель: создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся начальной школы средствами инновационной деятельности.

Достижение поставленной цели предусматривает реализацию следующих задач.

Задачи:

  • создание теоретической базы для изучения психофизиологических особенностей ребёнка;
  • создание индивидуальных карт изучения ребёнка;
  • создание единого образовательного пространства путём сотрудничества всех участников образовательного процесса (ученик-родитель-педагог).
  • внедрение в практику педагогических технологий;
  • способствовать вовлечению учащихся в систему дополнительного образования;
  • реализация школьной программы «Одарённые дети»;

Этапы реализации системы:

I этапдиагностический

Задачи этапа:

  • сформировать банк диагностик для определения эмоционально-волевой, мотивационной и познавательной сфер личности учащихся;
  • провести диагностику на начальном этапе;
  • обработать полученные результаты;
  • составить программу реализации поставленных задач;
  • определить критерии познавательной самостоятельности;
  • спрогнозировать ожидаемый результат.

Навык познавательной самостоятельности является важнейшим показателем продуктивности учения. И от того насколько сформирован этот навык зависит успех обучения в целом. Выделяются следующие критерии познавательной самостоятельности:

Критерии оценки:

  • высокая мотивация к обучению;
  • интеллектуальный уровень учащихся;
  • владение информационно-коммуникационными навыками;
  • овладение учащимися навыками работы с дополнительной литературой;
  • овладение учащимися навыками грамотной организации своей деятельности.

Для решения поставленных задач мною был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. Теоретический метод: моделирование педагогической системы, теоретическое обобщение результатов исследования. Эмпирический метод: включенное наблюдение, интервьюирование, беседы с учителями, родителями, учащимися, анкетирование, изучение и анализ творческих работ учащихся.
Результаты диагностики позволили выявить ряд проблем: не все учащиеся имеют соответствующую подготовку перед школой, это и выражается в низком уровне интеллектуальной готовности. Очень скудный словарный запас, недостаточно развито логическое мышление, низкий уровень познавательной самостоятельности. Данные диагностики подтвердили, что в этой ситуации необходим механизм развития познавательной самостоятельности, как позволяющий не только развивать познавательные способности учащихся, но и научить применять полученные знания и умения. Именно эти обстоятельства я и учитывала при выборе темы своей педагогической системы, её основной цели.

Ожидаемые результаты:

* Создание теоретической базы для изучения психофизиологических особенностей учащихся.

  • Создание индивидуальных карт изучения развития ребёнка.
  • Использование педагогических технологии, способствующих развитию навыков проектно-исследовательской деятельности.
  • Формирование самостоятельности суждений.
  • Свободное владение базисными знаниями в предметных областях.
  • Привлечение к сотрудничеству родителей. Реализация школьной программы «Одарённые дети» позволяющая выявить и развить особые возможности отдельных учащихся.
  • Участие учащихся в системе дополнительного образования.
  • Создание единого образовательного пространства всех участников образовательного процесса (ученик-родитель-педагог).

II этапподготовительный

Задачи этапа:

  1. изучение научно-методической литературы по проблеме педагогической системы;
  2. анализ учебного материала (программное обеспечение, учебники);
  3. отбор учебно-методического комплекта (УМК).

В общеобразовательном учреждении учатся дети с разными способностями и возможностями. В моём классе есть дети, которые требуют квалифицированной коррекционной помощи. Это позволяет ещё раз убедиться в том, что действительно учащимся и их родителям необходим механизм развития навыка познавательной самостоятельности, позволяющий формировать самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе. В основу своей работы я взяла традиционную систему обучения. Использую в своей работе учебно-методический комплект «Начальная школа 21 века».

В этих учебниках органически соединяются традиции отечественной начальной школы и новейшие достижения современной методики начального обучения. Это принципы коммуникативно-деятельностного подхода к обучению родному языку, дифференциация и индивидуализация обучения. В комплекте воплощены основные направления модернизации школьного образования: гуманизация, деятельностный и личностно- ориентированный подходы к процессу обучения. Учебники русского языка под редакцией Иванова С.В. позволяют в полной мере использовать дополнительный материал для развития таких познавательных процессов как логическое мышление, воображение, а так же развивать память и речь учащихся.

III этап – инновационная деятельность

Задачи этапа:

  1. внедрять и вовлекать учащихся в проектно-исследовательскую деятельность;
  2. обучение учащихся на основе личностно ориентированного обучения;
  3. использовать эффективные формы, методы и средства обучения;
  4. провести мониторинг промежуточных результатов достижений учащихся;

Основные направления реализации системы:

  • разработка и реализация учебных и воспитательных проектов;
  • реализация школьной программы «Одарённые дети»;
  • повышение педагогического мастерства.

Для продуктивной работы были отобраны разнообразные приёмы, методы и средства обучения, которые направлены на повышение познавательной самостоятельности, а так же развития учебной активности учащихся на уроке.

Методы, приёмы и средства обучения

СРЕДСТВА МЕТОДЫ ПРИЁМЫ


Обоснование выбора педагогической технологии

Одним из средств, помогающих работать над общим развитием ребенка, считаю овладение новыми педагогическими технологиями. Традиционная система обучения не отрицает применение современных педагогических технологий. Разные способности учащихся позволяют использовать такую технологию, которая бы дала возможность использовать приобретённый до школы опыт. Такой технологией стала технология личностно ориентированного обучения (автор И.О.Якиманская), основанная именно на субъектном опыте жизнедеятельности ребёнка. Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребёнка, то её методическую основу представляет индивидуализация и дифференциация учебного процесса. На своих занятиях ориентируюсь на всех учащихся в целом и на каждого в отдельности, имея в виду общие знания. Считаю, что такой подход побуждает к работе слабого ученика и стимулирует сильного. Вся работа основывается на принципах личностно ориентированного обучения и воспитания, которые находят своё применение и в реализации проектно-исследовательского метода. Он позволяет не только развивать познавательную самостоятельность, но и повышать интеллектуальный уровень учащихся. В педагогической деятельности применяю элементы педагогической технологии С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении. Эта технология предполагает взаимообучение учащихся. Учащиеся учат друг друга на основе самостоятельно полученных знаний. Для выявления индивидуальных способностей применяю методы педагогической диагностики. Постоянно отслеживаю знания, умения, навыки каждого учащегося с целью своевременной помощи и развития способностей. Продуманное построение и содержание этапов урока позволяет внедрить в практику личностно ориентированную технологию, технологии метода проекта, исследовательской технологии. Ребята самостоятельно наблюдают, анализируют, сопоставляют, сравнивают, группируют, проводят аналогии.

IV этап – аналитический

Задачи этапа: провести анализ достигнутых результатов и успехов учащихся. Критерием является - интеллектуальный уровень учащихся.

Средства достижения:

- Использование системы контроля над усвоением программных знаний, умений;

-Вовлечение всех учащихся в классные и школьные мероприятия;

-Консультации с родителями, своевременное соучастие;

-Использование эстетически оформленного дополнительного материала;

-Использование развивающих игр, книг.

Вывод: использование системы методов, приёмов, форм обучения позволяет повысить качество знаний и интеллектуальный уровень учащихся.

Средства достижения:

1. использование проверочных тестов для закрепления пройденного материала

2. проведение творческих работ, стимулирующих интерес и активность ребят;

3. применение наглядных пособий;

4. постоянная демонстрация своих достижений.

Критерий – овладение учащимися навыка работы с дополнительной литературой. Этот навык включает в себя такие показатели:

Свободное ориентирование в учебнике;

Осознаваемый выбор дополнительной литературы;

Умение выбрать самое важное и необходимое в литературе

Средства достижения:

§Творческие работы с использованием рекомендаций по выполнению;

§Памятки по работе с книгой и учебником;

§Классные часы соответствующей направленности.

Критерий – навык грамотной организации учебной деятельности.

Показателями критерия грамотной организации учебной деятельности являются:

§Усидчивость;
§Целеполагание;
§Ответственность; 
§Самостоятельность;
§ Самоконтроль;

Основным методом диагностики изучаемого навыка является – наблюдение и контроль.

Средства   достижения:
§Действие  системы самоуправления в классе;
§Памятки и листы с правилами организации учебной деятельности;
§Методика взаимопроверки на уроках математики и русского языка, окружающего мира.
Вывод:   Анализируя успехи и неудачи своей педагогической деятельности по развитию познавательной самостоятельности средствами инновационной деятельности, пришла к выводу, что положительный результат можно достигнуть только при условии: 
1.высокой мотивации учащихся,  огромного желания и терпения  родителей, квалифицированном руководстве педагога;
2.грамотного использования  диагностического инструментария;
3.развития инновационной деятельности в образовательном учреждении;
4.системного применения самостоятельных работ на уроках;
5.отслеживание и выяснение причин неуспеваемости отдельных учащихся;
6.мониторинг  качества знаний на всех этапах педагогической деятельности;
Выявлены  проблемы:
1.проблема несоответствия требований учителя и родителей;
2.отсутствие  правильной дозированной помощи при работе с литературой (легче показать, чем ждать, когда найдёт необходимое);
3.слабая материальная обеспеченность семей; недостаточная  заинтересованность  родителей к обучению учащихся 

Наши новости:

Разместить свою публикацию